«Производителя определю по запаху»
Ремонт обуви в условиях кризиса стал пользоваться повышенным спросом. Если раньше туфли со сломанным каблуком без капли сожаления отправляли в мусорное ведро, то сегодня несут к мастеру.
Дело в том, что если еще год назад хорошие сапоги можно было купить за 8 тысяч, то сегодня они стоят шестнадцать. К сожалению, зарплаты растут не так быстро, и покупательская способность населения сильно упала.
«Действительно, раньше в основном обращались с маленькими проблемами: набойки заменить, каблук перетянуть, - рассказывают владельцы ремонта обуви с 30-летним стажем. – Сегодня мы в прямом смысле дарим обуви вторую жизнь».
Но, несмотря на то что количество заказов увеличилось в разы, зарабатывать обувщики стали даже меньше. Все дело в том, что отечественных материалов практически нет, а зарубежные приходится закупать за евро.
«Если раньше лист резины стоил 500 рублей, то теперь уже 1100. И так абсолютно со всеми материалами. Особенно сильно подорожал клей. Поэтому то, что обувщики живут богато – это миф. Например, за замену набоек в советские времена я брал три рубля, а в парикмахерской меня стригли за 75 копеек. Так что на эти деньги я мог подстричься четыре раза. А сейчас набойки меняем за 250, и стрижка стоит столько же. А поднимать цены - смысла нет, у людей и так с деньгами туго», – говорит обувной мастер.
Но со времен СССР изменились не только цены, но и качество обуви. По словам мастеров, сейчас очень много товара китайского производства и его они узнают даже с закрытыми глазами.
«Когда начинаешь спиливать резину, то от китайских ботинок идет такой запах, что глаза ест. И в мастерскую зайти невозможно – все в дыму, – рассказывают обувщики. – У обуви среднего класса таких проблем нет, а когда в руках оказывается дорогое европейское изделие, то можно почувствовать даже запах духов».
«Стричься не перестали»
Кстати, о прическах. Нет, люди не перестали следить за своей внешностью, они как и прежде регулярно подстригают и красят волосы. Но при этом они стали пытаться найти более доступные варианты парикмахерских услуг. Как нам рассказала стилист одного из салонов города, их услуги всегда стоили не дешево. К примеру, стрижка с покраской обходились клиенткам примерно в сто долларов. Но если раньше в переводе на рубли получалось порядка трёх тысяч, то сегодня она перевалила уже за шесть. Именно поэтому многие стали обращаться к мастерам с просьбой оказать услуги на дому. И они вынуждены были пойти на это. Во-первых, это дополнительный доход, а, во-вторых, способ не растерять клиентскую базу. Пришлось экономить и на собственном образовании. Если раньше они несколько раз в год ездили в столицу на курсы повышения квалификации и мастер-классы от ведущих стилистов страны, то в прошлом году от этого пришлось отказаться.
Тоже самое касается и цирюльников рангом пониже. Практически всем пришлось искать возможность подстроиться под новые условия рынка. Одни стали принимать на дому, чтобы не платить арендную плату за место. Другие, у кого такой возможности нет, переехали из центра на окраины города. Третьи в своей работе начали использовать более дешевые материалы.
Не обошел стороной кризис и мастеров маникюра и педикюра. Они также начали искать материалы других производителей и кабинеты с более низкой арендной платой, дабы не увеличивать стоимость своих услуг.
«Если раньше в день я записывала максимум трех клиенток на наращивание ногтей, то теперь беру четырех, - рассказывает мастер маникюра Анна. - Мой рабочий день длиться по 12 часов. И я могу позволить себе всего один выходной в неделю. Дело в том, что раньше у меня на расходные материалы уходило процентов 40 от стоимости услуг, то теперь 60, а то и 70. Вот и приходится работать больше».
«Не все перешли на подержанные вещи»
А вот владельцы торговых точек, продающих комиссионную одежду и европейский секонд хенд на очереди не жалуются, скорее наоборот, отмечают снижение спроса на свои товары.
«У нас были свои клиенты, которые ходили и до кризиса, ходят и сегодня, - рассказывает владелица торговой точки. - Но сказать, что все вдруг перешли на подержанные вещи сказать нельзя. Наоборот, продажи упали, и упали у всех. Даже по нашему торговому центру это заметно. Покупателей стало меньше и там, где продают новые вещи, и там где секонд. Люди начали экономить по полной. Они не ищут более дешевой одежды, а просто полностью воздерживаются от покупок. Если нет особой необходимости».
Стоит отметить, что за этот год сильно подорожала и эта продукция. Закупать вещи приходится в Европе, а значит, их цена опять же зависит от курса валюты. Между тем, как заверяют продавцы, и сегодня в их магазинах можно приобрести нарядное платье в пределах 300 рублей.
«Просят пришить заплатки»
Портные также отмечают, что работы у них прибавилось. Но при этом заказывать пошив новых изделий клиенты стали гораздо реже.
«Люди приходят в магазин тканей, считают, сколько нужно будет материала на платье, прибавляют к этому стоимость пошива и понимают, что это им не по карману, - говорит портная Юлия Ёлкина. – Сегодня на распродаже можно купить наряд за тысячу рублей, а я только за работу возьму с заказчицы полторы. Поэтому сейчас основная масса заказов – ремонт. Люди просят поменять молнии, укоротить или заузить одежду, нашить заплатки и заштопать дырки».
«Семена берут простые»
Как поделилась владелица магазина для садоводов Ирина, спрос на их товары не падает. Но предпочтения изменились.
«Если раньше даже бабушки покупали семена в цветных пакетах с картинкой, то сегодня в основном берут простые - те же самые сорта в них стоят в три раза дешевле. Меньше стали брать и удобрения, говорят, что подкармливают растения навозом и перегноем. Резко упал спрос на керамические горшки, садовые фигурки и прочий декор, на всевозможные арки, а также на декоративные кустарники и саженцы цветов. Люди тянутся к земле, они понимают, что в голодный год сад их прокормит, а вот красотой сыт не будешь. Поэтому в ходу семена овощных культур и пряных трав, грунт, препараты для борьбы с вредителями и болезнями, а так же лук-севок и недорогой сортовой картофель».