Палка о двух концах
Кто-то ищет помещение подешевле, а кто-то и вовсе уходит с рынка. Магазинов, конечно, меньше не становится: на месте исчезнувших открываются новые — и так без конца. Но за каждой закрывшейся торговой точкой — люди, лишившиеся работы, их семьи, кредиты, падение уровня жизни. В кризис кировчане держатся за любое место, лишь бы иметь какую-то стабильность.
На первый взгляд, тема, о которой пойдёт речь, со всем этим не связана. Но — как сказать. Безусловно, внедрение онлайн-касс — дополнительная нагрузка на бизнес. Одни (крупные компании) с ней справятся, другие (мелкие), возможно, нет. Первые наверняка захотят возместить затраты, значит, жди очередного роста цен на товары и услуги. Вторых нововведение просто доконает, и кому это выгодно? Если цель, которую преследовали законодатели, заключается в том, чтобы увеличить собираемость налогов, то достижение её под вопросом: разорившийся предприниматель неплатёжеспособен.
А что, если коммерсанты, желая уйти от тотального учёта и контроля, попытаются перенести свой бизнес в тот сегмент рынка, для которого введение онлайн-касс не требуется? От этой обязанности освобождены представители малого бизнеса, оказывающие услуги по ремонту обуви, продавцы на ярмарках, рынках, выставочных комплексах, торговцы с цистерн, ручных тележек и корзин, газетные киоски, люди, сдающие в аренду собственное жильё, предприятия, обеспечивающие питанием учащихся и работников общеобразовательных учреждений во время учебных занятий, мастера народных промыслов и др. (полный список можно найти на сайте федеральной налоговой службы). В таком случае сложно будет достигнуть и второй цели нововведения — прозрачности экономических отношений. Ведь скрывать доходы в России не считается дурным тоном.
Что за зверь такой?
Сначала о самих онлайн-кассах. Это оборудование, которое отвечает новым требованиям: печатает QR-код и ссылку на чеке, отправляет электронные копии чеков оператору фискальных данных (ОФД) и покупателям, имеет встроенный в корпус фискальный накопитель, свободно взаимодействует с аккредитованными ОФД. Эти организации отвечают за приёмку и передачу фискальных данных в налоговую. Также оператор хранит всю информацию 5 лет и обеспечивает отправку копий электронных чеков клиентам. Список аккредитованных ОФД представлен на сайте ФНС.
По новым правилам все кассовые аппараты должны с 1 июля 2017 г. передавать электронные копии чеков в режиме реального времени в налоговую. Кстати, бумажные чеки будут выдаваться только по требованию покупателя, а к 2018 г. должны и вовсе исчезнуть. Правда, непонятно, как быть с пожилыми людьми, которые не имеют электронной почты и смартфонов с мобильными приложениями?
Онлайн-касса — это не обязательно совершенно новый кассовый аппарат. Многие производители дорабатывают приборы, выпущенные ранее. Стоит это, естественно, дешевле, но не всякая модель может пройти модернизацию.
Что касается стоимости новых кассовых аппаратов, то она колеблется от 17 до 50 тыс. рублей. А если онлайн-касс требуется несколько? Тогда придётся раскошелиться. Да и вообще, советуют в налоговой службе, желательно иметь резервный аппарат. Но проблема в том, что он не может просто храниться в подсобке — его нужно зарегистрировать в подразделении ФНС, на что уходит 3-5 дней. И уже были прецеденты, например, в Уржуме, где магазин временно закрыли из-за того, что одна онлайн-касса находилась в ремонте, а другая — проходила регистрацию.
Реестр возможной к применению техники можно также изучить на сайте ФНС. Он, как утверждают представители службы, постоянно пополняется, и на данный момент в нём около 50 разных видов моделей.
Из первых уст
Контроль за исполнением нового закона возложен на федеральную налоговую службу. В связи с этим «АиФ-Вятка» обратились за разъяснениями его норм и ситуации в целом к заместителю руководителя УФНС по Кировской области Ольге Черанёвой.
Алла Пименова, АиФ-Киров: Сколько кассовых аппаратов подлежит замене? И как идёт процесс?
Ольга Черанёва: В настоящее время в Кировской области парк контрольно-кассовой техники, подлежащий замене на ККТ нового вида, составляет около 13 тыс. единиц. По состоянию на 22 марта, в регионе зарегистрировано 1684 онлайн-кассы, обеспечивающей передачу фискальных данных в режиме реального времени.
- Каковы основные новшества закона о контрольно-кассовой технике (ККТ)?
- Прежде всего, законом предусмотрена возможность осуществлять все регистрационные действия с ней без посещения налогового органа и без физического представления самой ККТ. Для этого на сайте ФНС России создан сервис «Личный кабинет «Контрольно-кассовая техника». Там налогоплательщики смогут осуществлять не только регистрацию, перерегистрацию и снятие ККТ с учёта, но и обращаться в налоговые органы, предоставлять различную информацию и документы. Зарегистрировать ККТ теперь можно в любой налоговой инспекции без привязки к месту жительства (в случае с ИП) или к месту нахождения юрлица (его обособленного подразделения). Подробные инструкции, как пользоваться личным кабинетом ККТ, размещены непосредственно на сайте.
- Что будет с кассовыми чеками?
- Закон обязывает организаций и ИП, осуществляющих продажу товаров (выполнения работ, оказания услуг) за наличный денежный расчёт формировать в момент расчёта кассовые чеки как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Передача покупателям (клиентам) электронных кассовых чеков предусмотрена при условии, если они сообщат адрес своей электронной почты. При оплате картой в сети интернет чек будет направляться покупателю только в электронной форме.
- Как передавать сведения в режиме реального времени из отдалённых посёлков и деревень, где интернет отсутствует?
- В удалённых от сетей связи населённых пунктах, где проживает не более 10 тыс. человек, при осуществлении расчётов с покупателями (клиентами) должна применяться контрольно-кассовая техника нового типа, но без обязательной передачи фискальных данных онлайн в адрес налоговых органов. Перечень таких территорий должно утвердить правительство области. В них организации и предприниматели вправе фиксировать информацию о поступивших платежах в фискальном накопителе ККТ, то есть работать в автономном режиме.
- Говорят, что резкий переход на новую форму расчётов больно ударит по бизнесу.
- Я бы не назвала его резким, скорее, плавным и поэтапным. С 1 февраля регистрация ККТ осуществляется только по новым правилам, а с 1 июля прежние нормы окончательно утратят своё действие. При этом предприятиям сферы услуг, владельцам торговых автоматов, а также лицам, применяющих патент и ЕНВД, то есть для тех, кто не был обязан применять ККТ, дан ещё целый год — до 1 июля 2018 года.
- Пока предприниматели считают, что новый порядок применения ККТ — это дополнительные траты.
Не надо торопиться
«Закон принят, значит, нужно выполнять, - говорит президент Вятской торгово-промышленной палаты Николай Липатников. - Цели понятны - «обелить» расчёты и сделать их прозрачными. Но почему-то вспоминаются слова Черномырдина: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Предприниматели наши не готовы к столь стремительному внедрению новой техники, в том числе и материально. Владельцы сети небольших магазинов не смогут окупить затраты даже в течение года. Речь ведь идёт вовсе не о 17 тыс. руб. - цены на оборудование гораздо выше. 19 апреля в Москве пройдёт всероссийское мероприятие с приглашением всех заинтересованных сторон для обсуждения проблем, связанных с внедрением новой ККТ. Мы тоже отслеживаем ситуацию, чтобы не допустить перекосов».
«Главная проблема на сегодняшний день вызвана дефицитом фискальных накопителей, которым и объясняются увеличенные сроки поставки ККТ, - поясняет эксперт ВТПП Виктор Шестаков. - Сроки поставки - от 10 до 60 дней, в зависимости от модели кассы. При этом не все предприниматели готовы перейти на современные автоматизированные системы, а предпочитают приобрести аппараты самого низкого ценового уровня, таким образом, создавая их дефицит».
«Я пока разбираюсь с этим вопросом, -рассказывает представитель одной из фирм Наталья. - Нам придётся покупать новую кассу, так как модернизировать нашу нельзя. Цены - от 20 тыс. руб. Поэтому думаем, нужна ли нам вообще касса. Возможно, будем переходить на безналичный расчёт».
Кстати, уклонившихся ждёт наказание: должностное лицо заплатит штраф не менее 10 тыс. руб., юридическое - не менее 30 тысяч. За повторное нарушение юрлицо или индивидуальный предприниматель могут быть отстранены от работы на срок до 99 суток. Должностных лиц ждёт дисквалификация на срок до 2 лет.