aif.ru counter
316

Счастье сочинять. Поэт Аглая Соловьёва о своей страсти к литературе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. №40 30/09/2015
Аглая Соловьёва / Из личного архива

Аглая - поэт (хотя, по словам девушки, так её воспринимают, скорее, другие), хореограф, участница танцевального проекта «Миграция» Театра на Спасской, актриса, а в недалёком будущем - киносценарист. Неудивительно, что у неё практически нет свободного времени.

На вручении премии фестиваля «Филатов-фест», где Аглая вышла в финал, став одной из десяти лучших, кировчанку представили так: полная музыки. Не берясь судить о тонкостях поэтического творчества Соловьёвой (это тема для отдельной публикации), отмечу: в её стихах слова словно сплетаются в причудливые узоры и поворачиваются разными гранями, как цветные стёклышки в калейдоскопе. Пожалуй, имея такой дар, нельзя зарывать талант в землю.

Не для галочки

Елена Курбатова, АиФ: - Почему вы решили назваться Аглаей? Имя Арина тоже довольно редкое.

Аглая Соловьёва: - Это вышло случайно: приехав в Москву, я поначалу представилась таким именем. Свою роль сыграл и образ Аглаи Епанчиной из романа «Идиот», но какого-то глубокого смысла в моей, можно сказать, игре не было. А когда меня куда-то пригласили как Аглаю Соловьёву, оказалось, отступать уже поздно.

- Что вам даёт участие в поэтических конкурсах и фестивалях? Или вы после каждого ставите себе «галочку»?

- Нет, галочек не ставлю. Я люблю писать стихи, читать стихи, особенно вслух. Ловлю переплетения слов и получаю от этого чуть ли не физическое удовольствие.

- Вы часто принимаете участие в таких мероприятиях?

- Читать стихи я соглашаюсь практически везде и всегда, но не участвую во всех подряд фестивалях и конкурсах: либо не подхожу по их формат, либо мне они неинтересны. Скажем, текстов про героя нашего времени, доброго, светлого, который спасает родину и ещё двух человек, у меня нет. А сейчас эта тема очень популярна. Так же, как и военная: посмотрите, сколько снято ремейков старых фильмов. А всё потому, что Великая Отечественная война – чуть ли не единственное, что нас всех ещё объединяет. Она закончилась почти 100 лет назад, но другой объединяющей идеи так и не придумали. И прежняя уходит, поэтому её пытаются удержать и возродить.

- Какой формат конкурсов близок вам?

- Такой, как на «Филатов-фесте». Он мне очень понравился тем, что там, во-первых, оценивалось качество текста, во-вторых, был ещё и очный этап в отличие от многих конкурсов, где достаточно прислать подборку стихов, а тебе потом напишут: «Поздравляем! Вы заняли такое-то место».

Беру на себя ответственность

- Почему выбрали сценарный факультет ВГИКа?

- Страсть к писательству у меня была всегда, и мне удавались малые литературные формы – стишки, похожие на изящные завитки. Образы, детали, частности. Стихи – это «женская» форма творчества, в то время как роман, повесть, даже рассказ мне представляются «мужскими». Нужно видеть картину в целом – от чего мы исходим, к чему придём, кто главный герой, какие события с ним происходят. В стихотворении это необязательно. Поэтому я и выбрала сценарный факультет – чтобы развить ещё одну сторону образного видения, цельного.

- Уже есть мысли, какую историю можно предложить для кино?

- Пишу дипломный полнометражный сценарий, который мне ещё предстоит защищать. Это не значит, что он будет снят, хотя мне очень хочется, конечно. Я взяла за основу, может, в силу своей старомодности, историю жизни Николая Гумилёва. Это не биографическое повествование, не просто изложение фактов, а моё видение того, что было. Опираюсь на воспоминания современников, на мемуары разных людей той эпохи, на множество различных источников – и электронных, и бумажных. Смотрю, какие события происходили в то время, чтобы придать сценарию достоверность, а всё остальное - сочиняю. Например, известно, что Гумилёв и Ахматова познакомились, когда ей было 14, а ему – 17, но то, как произошла сама встреча, я описываю так, как сама это вижу. Беру на себя такое право, ответственность и счастье – сочинять.

- Не боитесь, что будут упрекать в несоответствии деталей эпохе?

- Когда меня уносит, говорю себе: «Так, они встречают 1894 год. Было ли тогда вообще шампанское?» И такие мелочи – что в то время носили, ели, пили, какая была посуда – всплывают постоянно. И если описания посуды удаётся избежать: можно просто написать «тарелка», то с одеждой сложнее – необходимы детали. Начинаю подробнее изучать тему.

- Какой сценарий вам хотелось бы написать?

- Хороший. Это должно быть такое кино, которое мне самой бы хотелось посмотреть. Таков мой главный критерий.

- Значит, получите диплом и уедете в Москву?

- Не факт – можно заниматься написанием сценариев дистанционно, а благодаря интернету вести переписку с режиссёрами, при встрече обсуждая все детали. Главное, что даёт ВГИК, - это какие-то знакомства, какие-то совпадения, нужные связи. Я счастлива, что мне сейчас 30 и я получаю второе высшее образование. Сейчас уже могу себе позволить выбрать занятие с другой группой, если оно мне интереснее. И у меня есть определённый багаж относительно той меня, которой я была в 18 лет, и есть смелость, может, даже наглость - в хорошем смысле слова.

Волшебство происходящего

- Как рождаются стихи?

- По-разному. Бывает, спонтанно, бывает, на спор, бывает, хочется написать, но не получается. Мы пытаемся с вами такие вещи проговаривать, о которых, чем больше рассказываешь словами, тем больше запутываешься. Бывает, приходит вдохновение. Грубо говоря, увидела одинокий листочек на верхушке дерева – и родился стих. Вдохнула запах опавших листьев, тебе хорошо, и ты хочешь передать это ощущение. Может, какая-то фраза зацепила. Для меня стихи своего рода игра, и если в гости приходит человек, которому тоже нравится подбирать рифмы, играем в буриме. Открываем книгу стихов на любой странице, берём строчку – она будет первой, расходимся по разным углам и сочиняем что-то за 10 минут.

- Что-то, достойное внимания?

- Иногда стихотворение, написанное сознательно или на спор, выходит лучше, чем написанное по вдохновению. Никаких чётких правил и законов нет.

- Поэзия сегодня кому-нибудь нужна?

- Ответ – положительный. Да, людям нужны стихи, они тянутся к поэзии, хотя, конечно, есть и те, кто её не любит, и не понимает, но это нормально – дело вкуса. Сейчас поэты стали много гастролировать, почти как звёзды шоу-бизнеса. Популярны поэтические мероприятия, к примеру, вечера, на которых актёры нашего театра читают стихи Есенина, Цветаевой, собирают полные залы.

- Когда-то Пушкин определил предназначение поэта «глаголом жечь сердца людей». А вы бы как его определили?

- Не задумывалась об этом. Я чувствую волшебство происходящего, ощущаю священный трепет, но не могу сказать, что готова вынуть сердце из груди и повести всех за собой. Иногда беру на себя ответственность, но в рамках каких-то мероприятий. У меня страсть к литературе нечеловеческая, сейчас провожу в 11-м классе родной школы занятия о поэзии. Темы выбираю сама. Первое занятие посвятила визуальной поэзии, чтобы как-то увлечь ребят, рассказала, зачем этот курс нужен – мне, им.

- И как нынешние старшеклассники воспринимают поэзию?

- Пока она для них немного значит. Это нормально, как мне кажется. Грубо говоря, не зная алфавита, я не буду брать книги, потому что не понимаю, зачем они мне нужны. Точно так же и с любой другой вещью, предметом, явлением, в частности, с поэзией.

- Вы надеетесь разбудить в них интерес к ней?

- И к поэзии, и к слову. У меня есть ещё цель – чтобы ребята не боялись сомневаться, ошибаться, высказывать своё мнение, чтобы они задумывались, кто, что и зачем им говорит. Пока для меня высшей наградой стало, когда после занятия ко мне подошёл мальчик из другого класса и попросил сообщать его учительнице по литературе о том, когда состоится следующая встреча.

Досье

Арина (Аглая) Соловьёва. Родилась 18 мая 1985 года в Кирове. В 2003-м поступила на филологический факультет ВятГГУ и сразу же пришла работать в Театр на Спасской в танцевальный проект «Миграция». С 2012 года – студентка сценарно-киноведческого факультета ВГИК, курс Аркадия Инина. Автор нескольких стихотворных сборников. Лауреат и победитель поэтических конкурсов. Литературные предпочтения: Бродский, Мандельштам, Саша Чёрный, Ахматова; из современных поэтов – Вера Павлова, Стефания Данилова.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество