aif.ru counter
296

Счастье сочинять. Поэт Аглая Соловьёва о своей страсти к литературе

Наверное, это про таких, как она, говорят: «И жить торопится, и чувствовать спешит».

Аглая Соловьёва / Из личного архива

Аглая - поэт (хотя, по словам девушки, так её воспринимают, скорее, другие), хореограф, участница танцевального проекта «Миграция» Театра на Спасской, актриса, а в недалёком будущем - киносценарист. Неудивительно, что у неё практически нет свободного времени.

На вручении премии фестиваля «Филатов-фест», где Аглая вышла в финал, став одной из десяти лучших, кировчанку представили так: полная музыки. Не берясь судить о тонкостях поэтического творчества Соловьёвой (это тема для отдельной публикации), отмечу: в её стихах слова словно сплетаются в причудливые узоры и поворачиваются разными гранями, как цветные стёклышки в калейдоскопе. Пожалуй, имея такой дар, нельзя зарывать талант в землю.

Не для галочки

Елена Курбатова, АиФ: - Почему вы решили назваться Аглаей? Имя Арина тоже довольно редкое.

Аглая Соловьёва: - Это вышло случайно: приехав в Москву, я поначалу представилась таким именем. Свою роль сыграл и образ Аглаи Епанчиной из романа «Идиот», но какого-то глубокого смысла в моей, можно сказать, игре не было. А когда меня куда-то пригласили как Аглаю Соловьёву, оказалось, отступать уже поздно.

- Что вам даёт участие в поэтических конкурсах и фестивалях? Или вы после каждого ставите себе «галочку»?

- Нет, галочек не ставлю. Я люблю писать стихи, читать стихи, особенно вслух. Ловлю переплетения слов и получаю от этого чуть ли не физическое удовольствие.

- Вы часто принимаете участие в таких мероприятиях?

- Читать стихи я соглашаюсь практически везде и всегда, но не участвую во всех подряд фестивалях и конкурсах: либо не подхожу по их формат, либо мне они неинтересны. Скажем, текстов про героя нашего времени, доброго, светлого, который спасает родину и ещё двух человек, у меня нет. А сейчас эта тема очень популярна. Так же, как и военная: посмотрите, сколько снято ремейков старых фильмов. А всё потому, что Великая Отечественная война – чуть ли не единственное, что нас всех ещё объединяет. Она закончилась почти 100 лет назад, но другой объединяющей идеи так и не придумали. И прежняя уходит, поэтому её пытаются удержать и возродить.

- Какой формат конкурсов близок вам?

- Такой, как на «Филатов-фесте». Он мне очень понравился тем, что там, во-первых, оценивалось качество текста, во-вторых, был ещё и очный этап в отличие от многих конкурсов, где достаточно прислать подборку стихов, а тебе потом напишут: «Поздравляем! Вы заняли такое-то место».

Беру на себя ответственность

- Почему выбрали сценарный факультет ВГИКа?

- Страсть к писательству у меня была всегда, и мне удавались малые литературные формы – стишки, похожие на изящные завитки. Образы, детали, частности. Стихи – это «женская» форма творчества, в то время как роман, повесть, даже рассказ мне представляются «мужскими». Нужно видеть картину в целом – от чего мы исходим, к чему придём, кто главный герой, какие события с ним происходят. В стихотворении это необязательно. Поэтому я и выбрала сценарный факультет – чтобы развить ещё одну сторону образного видения, цельного.

- Уже есть мысли, какую историю можно предложить для кино?

- Пишу дипломный полнометражный сценарий, который мне ещё предстоит защищать. Это не значит, что он будет снят, хотя мне очень хочется, конечно. Я взяла за основу, может, в силу своей старомодности, историю жизни Николая Гумилёва. Это не биографическое повествование, не просто изложение фактов, а моё видение того, что было. Опираюсь на воспоминания современников, на мемуары разных людей той эпохи, на множество различных источников – и электронных, и бумажных. Смотрю, какие события происходили в то время, чтобы придать сценарию достоверность, а всё остальное - сочиняю. Например, известно, что Гумилёв и Ахматова познакомились, когда ей было 14, а ему – 17, но то, как произошла сама встреча, я описываю так, как сама это вижу. Беру на себя такое право, ответственность и счастье – сочинять.

- Не боитесь, что будут упрекать в несоответствии деталей эпохе?

- Когда меня уносит, говорю себе: «Так, они встречают 1894 год. Было ли тогда вообще шампанское?» И такие мелочи – что в то время носили, ели, пили, какая была посуда – всплывают постоянно. И если описания посуды удаётся избежать: можно просто написать «тарелка», то с одеждой сложнее – необходимы детали. Начинаю подробнее изучать тему.

- Какой сценарий вам хотелось бы написать?

- Хороший. Это должно быть такое кино, которое мне самой бы хотелось посмотреть. Таков мой главный критерий.

- Значит, получите диплом и уедете в Москву?

- Не факт – можно заниматься написанием сценариев дистанционно, а благодаря интернету вести переписку с режиссёрами, при встрече обсуждая все детали. Главное, что даёт ВГИК, - это какие-то знакомства, какие-то совпадения, нужные связи. Я счастлива, что мне сейчас 30 и я получаю второе высшее образование. Сейчас уже могу себе позволить выбрать занятие с другой группой, если оно мне интереснее. И у меня есть определённый багаж относительно той меня, которой я была в 18 лет, и есть смелость, может, даже наглость - в хорошем смысле слова.

Волшебство происходящего

- Как рождаются стихи?

- По-разному. Бывает, спонтанно, бывает, на спор, бывает, хочется написать, но не получается. Мы пытаемся с вами такие вещи проговаривать, о которых, чем больше рассказываешь словами, тем больше запутываешься. Бывает, приходит вдохновение. Грубо говоря, увидела одинокий листочек на верхушке дерева – и родился стих. Вдохнула запах опавших листьев, тебе хорошо, и ты хочешь передать это ощущение. Может, какая-то фраза зацепила. Для меня стихи своего рода игра, и если в гости приходит человек, которому тоже нравится подбирать рифмы, играем в буриме. Открываем книгу стихов на любой странице, берём строчку – она будет первой, расходимся по разным углам и сочиняем что-то за 10 минут.

- Что-то, достойное внимания?

- Иногда стихотворение, написанное сознательно или на спор, выходит лучше, чем написанное по вдохновению. Никаких чётких правил и законов нет.

- Поэзия сегодня кому-нибудь нужна?

- Ответ – положительный. Да, людям нужны стихи, они тянутся к поэзии, хотя, конечно, есть и те, кто её не любит, и не понимает, но это нормально – дело вкуса. Сейчас поэты стали много гастролировать, почти как звёзды шоу-бизнеса. Популярны поэтические мероприятия, к примеру, вечера, на которых актёры нашего театра читают стихи Есенина, Цветаевой, собирают полные залы.

- Когда-то Пушкин определил предназначение поэта «глаголом жечь сердца людей». А вы бы как его определили?

- Не задумывалась об этом. Я чувствую волшебство происходящего, ощущаю священный трепет, но не могу сказать, что готова вынуть сердце из груди и повести всех за собой. Иногда беру на себя ответственность, но в рамках каких-то мероприятий. У меня страсть к литературе нечеловеческая, сейчас провожу в 11-м классе родной школы занятия о поэзии. Темы выбираю сама. Первое занятие посвятила визуальной поэзии, чтобы как-то увлечь ребят, рассказала, зачем этот курс нужен – мне, им.

- И как нынешние старшеклассники воспринимают поэзию?

- Пока она для них немного значит. Это нормально, как мне кажется. Грубо говоря, не зная алфавита, я не буду брать книги, потому что не понимаю, зачем они мне нужны. Точно так же и с любой другой вещью, предметом, явлением, в частности, с поэзией.

- Вы надеетесь разбудить в них интерес к ней?

- И к поэзии, и к слову. У меня есть ещё цель – чтобы ребята не боялись сомневаться, ошибаться, высказывать своё мнение, чтобы они задумывались, кто, что и зачем им говорит. Пока для меня высшей наградой стало, когда после занятия ко мне подошёл мальчик из другого класса и попросил сообщать его учительнице по литературе о том, когда состоится следующая встреча.

Досье

Арина (Аглая) Соловьёва. Родилась 18 мая 1985 года в Кирове. В 2003-м поступила на филологический факультет ВятГГУ и сразу же пришла работать в Театр на Спасской в танцевальный проект «Миграция». С 2012 года – студентка сценарно-киноведческого факультета ВГИК, курс Аркадия Инина. Автор нескольких стихотворных сборников. Лауреат и победитель поэтических конкурсов. Литературные предпочтения: Бродский, Мандельштам, Саша Чёрный, Ахматова; из современных поэтов – Вера Павлова, Стефания Данилова.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как стать донором крови?
  2. Зачем нужна «вафельница»?
  3. Зачем детям платить налог за недвижимость?
  4. Сколько новых детских садиков построят в Кирове?
  5. Что такое «нулёвые» квитанции?
  6. Кому положена бесплатная прививка от гриппа?
  7. Почему так много кировчан стремятся сменить место работы?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Кто должен стать Мисс медицинских учреждений - 2018?