Работа этого ведомства в последние годы подвергается жёсткой критике населения. Кировчан не устраивают очереди и график работы почтовых отделений, качество обслуживания, уменьшение количества услуг, например, где-то только выдают пенсию, но не принимают посылки, где-то — наоборот.
С другой стороны, практически все знают, что зарплата почтальона невелика, из-за чего сложно привлечь новые кадры, и что почта вынуждена торговать совершенно несвойственными ей товарами - надо же как-то выживать.
Первыми не уходим
Алла Пименова, АиФ: - С чем связано изменение графика работы некоторых почтовых отделений?
Николай Кашин: - Сейчас у нас средняя зарплата составляет около 50% от средней зарплаты по Кировской области, из-за чего, особенно в Кирове, большая текучка кадров. Молодёжь ищет места, где условия труда легче, а зарплата - выше. Поэтому мы вынуждены переходить на укороченный режим работы.
Но мы не стоим на месте. В настоящее время в филиале решается вопрос о комплектовании штата. Проводится активная работа по подбору персонала: сотрудничаем с центром занятости населения, образовательными учреждениями области, в частности, с колледжем пищевой промышленности, который также осуществляет подготовку учащихся по специальности «оператор почтовой связи».
- Кадровый голод не приведёт к полному закрытию ваших подразделений?
- Закрытий отделений почтовой связи в Кировской области не планируется. К сожалению, ежегодно с карты региона исчезают небольшие населённые пункты. Но почта никогда не уходит первой. Иногда, по ряду объективных причин, в малонаселённых пунктах необходим перевод отделения почтовой связи на другой режим работы, например, начальник ушёл на заслуженный отдых или переехал на другое место жительства. В сельской местности в кратчайшие сроки подобрать кандидатуру на такую должность достаточно сложно, ведь этот человек, как правило, и жрец, и жнец... Начальник сельского ОПС может одновременно выполнять функции и управленца, и водителя, и почтальона. Ещё одна из причин временного закрытия ОПС - техническое состояние помещения, в котором оно размещается, в частности, его несоответствие требованиям Госпожнадзора или недостаток площадей. Но главное - это доставка подписных изданий и пенсий, то есть работа почтальона «в поле» - тяжёлая работа, имеющая огромную социальную нагрузку и значимость.
На почту за сахаром
- Велика ли почтовая сеть в нашем регионе?
- В Кировской области 728 почтовых отделений, из них 580 расположены в сельской местности. Общий штат сотрудников - более 5 тысяч человек.
- Наверное, в отдалённых уголках области почта становится практически единственной связующей нитью с внешним миром.
- Это действительно так. Одна из ключевых функций нашей организации - предоставление всему населению страны почтовой связи и социально значимых услуг: по отправке и получению писем и посылок, подписных изданий, пенсий и переводов. Если в городе многие пенсионеры сегодня переводят пенсии на карточки и рассчитываются ими в магазинах, то на селе их просто нигде не примут - там действует исключительно наличный расчёт. В то же время мы понимаем, что сегодня в сельской местности почта часто является единственным местом, где люди могут получить не только её услуги, но и купить товары первой необходимости, чтобы не ехать за 40-50 километров в ближайший райцентр. Поэтому в эти отделения мы завозим и продукты питания, и хозяйственные мелочи, и многое другое. Стараемся всегда идти навстречу пожеланиям людей, поэтому даже принимаем заявки.
- А какие еще нетрадиционные услуги оказывает Почта России?
- Мы занимаемся реализацией лотерейных билетов, а также оформляем авиа- и железнодорожные проездные документы. Что опять же актуально для жителей районов области, для которых приехать в город и купить билет в кассе железнодорожного вокзала или аэропорта проблематично. Кроме того, в 2015 году Почта России представила новый сезонный каталог с большим и качественным товарным ассортиментом. Заказ можно оформить в любом отделении почтовой связи области. Почта расширяет и уже ставший традиционным перечень страховых услуг. Среди новых, но уже востребованных у населения продуктов - добровольные виды страхования от разных компаний.
Здоровая конкуренция
- В век информационных технологий не сократилось ли количество почтовых отправлений? Ведь сегодня многие предпочитают пользоваться электронкой или скайпом.
- Писем сегодня, конечно, посылают меньше. Но далеко не всегда, например, отправленные по электронной почте документы имеют юридическую силу - нужны оригиналы с печатями. Сейчас весьма популярна интернет-торговля, и через нас проходит огромное количество бандеролей и посылок. Спросом среди населения пользуется услуга по экспресс-доставке отправлений EMS. В почтовых отделениях клиентам предлагается широкий спектр финансовых услуг. Наиболее востребованные из них - оплата всех видов платежей, в том числе коммунальных услуг и штрафов, услуг сотовых операторов, погашение кредитов, приём и оплата срочных денежных переводов, выплата пенсий и пособий с доставкой на дом. Так что без работы мы уж точно не останемся.
- То есть конкуренции вы не боитесь?
- Конкуренция, безусловно, есть, но это здоровые рыночные отношения. Работают курьерские службы, есть организации, предоставляющие услуги по альтернативной подписке. Часть редакционных изданий имеют свои службы доставки. Однако есть одна особенность: Почта России осуществляет доставку корреспонденции во все населённые пункты Кировской области, а альтернативные структуры работают только в Кирове и лишь в нескольких крупных районных центрах, где их услуги могут быть рентабельными. С нас же никто не снимал, и это очень важно, социальную ответственность.
Кадрами дорожим
- Неужели у вас совсем нет молодых специалистов?
- Наоборот - у нас их очень много. Руководителям многих почтовых отделений нет ещё и тридцати. И у меня есть молодые заместители. Знаете, есть такая тенденция: кто проработал на почте год, остаётся здесь навсегда. Действительно, у нас небольшие зарплаты, но при этом полный социальный пакет. Мы заботимся о наших сотрудниках, берём на себя затраты в тех случаях, когда требуется дорогостоящее лечение. Дети наших сотрудников отдыхают в летних оздоровительных лагерях, оплачивая только 10% стоимости путевки, а лучшие специалисты получают в качестве премий путевки на Чёрное море в ведомственный пансионат. У нас постоянно проводятся конкурсы профессионального мастерства, в которых можно выиграть ценные призы, в том числе, и автомобили. Но даже тех, кто не занял призовых мест, а просто не побоялся заявить о себе, мы всегда отмечаем премиями. Не менее важно то, что у нас имеются прекрасные возможности карьерного роста - можно начать с самых низов, а через несколько лет дорасти до руководителя. В следующем году мы планируем повысить оклады. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем к профессии почтовика вернётся былой престиж.
Досье
Николай Кашин. Родился 16 декабря 1955 года в Слободском. Окончил Казанский авиационный институт и Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. Работал в научно-производственном объединении «Машиностроение», выполнявшее оборонные заказы.
Почтовую службу начал в должности начальника автобазы связи. В 1994 году был назначен на должность заместителя начальника управления федеральной почтовой связи Кировской области - филиала ФГУП «Почта России», а с 2006-го - его директором.