Примерное время чтения: 10 минут
476

Право на творчество. Как ребята из детдомов становятся поварами и рокерами

Марина Кузнецова / АиФ-Киров

«Дети-сироты имеют право на творчество», - в этом уверен уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, он же - создатель проекта, который реализуется в регионе вот уже шесть лет. Его цель - приобщение воспитанников детских домов к творчеству в различных его аспектах. Идею проекта поддержало правительство области. 

Как все начиналось

Проект «Право на творчество» родился по инициативе Владимира и его друзей-музыкантов. Как-то они вместе купили восемь комплектов аппаратуры в детский дом, чтобы ребята, не имеющие возможности заниматься музыкой (поскольку многие детдома расположены там, где нет музыкальных школ и школ искусств), как и их сверстники, воспитывающиеся в семьях, приобщались к творчеству.

«Музыка – это моё хобби, увлечение. С ребятами, которыми мы до сих пор играем и дружим, мы вместе учились. И надеемся, что мы, как Rolling Stones, будем играть до пенсии, - рассказывает Владимир Валерьевич. Многие дети попадают в детские дома в 14-16 лет, когда сложно чем-то занять и увлечь. Как кто-то сказал, 90% мальчиков в детстве мечтают стать рок-музыкантами. Один воспитанник хотел уходить после 9 класса в колледж, но в это время мы завезли в детдом музыкальные инструменты, и он остался. Второму мальчику, чтобы попасть в группу, надо было исправить две тройки, и он мало того, что исправил, но и стал ударником. Еще один рассказывал, что в его жизни произошла развилка: первый путь – спиртное и наркотики, второй – музыка. И он сделал верный выбор, ведь музыку можно играть и без всего этого».

Каждый из участников проекта может найти себе занятие по душе. Фото: АиФ-Киров/ Марина Кузнецова

В результате в интернате города Сосновки сложилось несколько музыкальных групп. Ребята играют почти профессионально. Шабардин результатами своих подопечных очень доволен, говорит: «Это же здорово, что дети, которые никогда не учились профессионально, добились такого успеха».

Затем к проекту начали подтягиваться различные люди, компании и фонды, желающие помочь ребятам. «Право на творчество» стало развиваться и добавились проекты «Фотография», «Гончарное дело: «Моя любимая чашка». В этом году крупный оператор связи также предложил Владимиру Шабардину сделать совместный проект: «Право на творчество. Я - повар».

«Эти ребята лишены родителей и не могут взять пример с мамы, которая постоянно готовит, перенять какие-то рецепты от бабушки».

«Все эти направления – возможность для детей из детских домов, домов-интернатов и для детей-сирот попробовать себя в разных видах творчества, и может кто-то из них для себя что-то найдет, - говорит Шабардин. - Чем хорош этот проект? Во-первых, это профориентация, возможность детям попробовать и понять, что это его профессия. Вторая немаловажная составляющая проекта в том, чтобы дети научились быть самостоятельными в жизни — например, самостоятельно готовить. Ведь в детдоме они находятся на полном государственном обеспечении, не знают даже, сколько минут варить яйцо».

Знания для жизни

Владимир рассказал, что во время встреч с выпускниками, у которых уже свои семьи, нередко замечал, что на столах у них стоит лапша быстрого приготовления. И от того так радостно, что в мастер-классе по кулинарному искусству решили принять участие несколько мальчишек. Один из них пояснил свое желание так: «Я хочу вкусно готовить для своей будущей жены». То есть он уже задумывается о будущем, о семье и знает, что умение готовить ему очень пригодится.

Шеф-повар дал шанс всем ребятам попробовать себя в кулинарии Фото: АиФ-Киров Автор Марина Кузнецова

«Дети, воспитанные вне семейного уюта, уже сами хотят создавать семьи и уметь что-то делать в жизни. Знания и опыт, который они получают на проекте «Право на творчество», пригодятся им в будущем. При этом не важно – станет кто-то поваром или нет, - поясняет Владимир Шабардин. - Нас часто спрашивают: «Сколько из этих детей станет музыкантами, а какое количество будет играть?» А мы не знаем. Даже если хотя бы одному ребенку в жизни это пригодится – это будет много стоить. Мне самому это безумно интересно. Я никогда не предполагал, что лапшу можно варить в сковородке, а не в привычной кастрюле. Для меня это стало открытием. Узнал, зачем добавлять уксус в воду и понял, что в этом проекте у нас всех есть одна немножко корыстная цель – научиться готовить самим. Мы рады, что с каждым новым проектом к нам подключаются новые люди. Скоро в кулинарную школу Юлии Высоцкой отправятся несколько наших ребят, и я надеюсь, что для кого-то это будет первый шаг к чему-то более высокому».

Для того, чтобы научить ребят азам кулинарного творчества, организаторы пригласили бренд-шефа Рафаэля Исламгалиева, который готовил для президентов России и Татарстана. Он показал ребятам, что даже из самых простых продуктов можно приготовить вкусные и необычные блюда, достойные оказаться на шикарно сервированном столе в ресторане.

«Этот мастер-класс для ребят очень познавательный. Не обязательно становиться профессиональным поваром, но можно стать шеф-поваром дома и удивлять своих близких и родных, - пояснил Рафаэль Исламгалиев. - Эти ребята лишены родителей и не могут взять пример с мамы, которая постоянно готовит, перенять какие-то рецепты от бабушки. А здесь дети научатся готовить ресторанные блюда в домашних условиях. Надеюсь, что у кого-нибудь из них в дальнейшем сложится судьба повара.

Юные поварята делают большие успехи, и лучшие из них поедут в школу Юлии Высоцкой.
Юные поварята делают большие успехи, и лучшие из них поедут в школу Юлии Высоцкой. Фото: АиФ-Киров

Рафаэль показал, как готовить такие блюда, как салат с яйцом пашот, яблоком и сыром, гречневую лапшу с курицей и овощами, а также десерт. Многие ребята первый раз стояли у плиты, и попробовав приготовленные своими руками блюда, были очень довольны, что у них получилось очень вкусно.

«Мой любимый сериал – «Кухня», поэтому мне и нравится готовить. Я уже умею делать роллы, гамбургеры и пиццу. И рад, что ассортимент моих блюд пополнился. Яранск – моя родина, хочу поехать учиться именно туда», - поделился 17-летний участник проекта Гриша Санников.

Дети сами делают выбор

Отбор детей для участия в проекте «Право на творчество» происходит только по их собственному желанию. В детских домах им рассказывают об инициативе и спрашивают, кто хочет попробовать. По возможности вводят как можно больше направлений, чтобы дать возможность выбрать то, что нравится. Никого насильно не заставляют. Но все же стараются взять воспитанников постарше, не малышей.

Возможно, некоторые вначале относятся к мастер-классам немножко с насмешкой или осторожностью. Но Шабардин просит понять, что воспитанники интернатов и детдомов - не пай-мальчики, у них сложный характер: «Я видел многих детей, которые приходят на проекты с усмешкой и ухмылкой, Это психологическая защитная реакция: ребята много повидали в жизни, но если их заинтересовать, то напускная чешуя начинает немного отпадать, и дети оттаивают». Таким подросткам на самом деле все интересно и они готовы к обучению. Интересно, что курс у бренд-шефа наиболее популярен среди мальчиков.

Выбор преподавателей — это тоже очень ответственный вопрос. Ведь нужно не только обладать знаниями и суметь найти подход к детям, но и зажечь их интерес к своему ремеслу. В то же время не по всем направлениям есть педагоги — например, по керамическому направлению в Кировской области нашли всего трех специалистов, которые не просто умеют мастерить, но и умеют преподавать. Поэтому было решено пригласить всех троих.

Отвечая на вопрос, что ждать от проекта дальше, Владимир Валерьевич отметил, что планы глобальные: провести еще 70 мастер-классов и, как уже было сказано, отправить детей в кулинарную школу Юлии Высоцкой.

«Наша задача – это учеба. Ведь, когда мы ставили музыкальную аппаратуру, у нас даже не было учителей. Мы просили волонтёров, чтобы они ездили в детские дома и занимались с ребятами. Также когда мы начинали заниматься музыкой, нам говорили, что играть могут только нормальные дети, без отклонений. И когда у нас коррекционные школы начали играть, все очень удивились. Один комплект аппаратуры стоит в школе для слабослышащих детей. И это прекрасно, что такие дети могут играть».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах