Пересели на авто
Однако, по мнению чиновников, есть и другое объяснение происходящему.
«В нашем городе мы это соотносим с тем, что изменилась система представления льгот, - считает Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации города. - Те, кто раньше ехал, не задумываясь, те же первоклашки, которые прыгали в автобус и ехали одну остановку, теперь они идут пешком. То же самое и по остальным категориям граждан. При этом, по данным ГИБДД, растёт количество автомобилей, которые проходят регистрацию».
Что касается выручки, которой перевозчики лишились из-за падения пассажиропотока, то, по словам Чичибабина, говорить о точных цифрах сложно, так как вместе с уменьшением числа пассажиров поднялась стоимость проезда.
Кто выиграл?
Может, сотрудники автотранспортных предприятий стали лучше жить с повышение стоимости проезда?
«Мы от повышения только проигрываем, так как, соответственно, меньше людей пользуется транспортом, - рассказала Надежда, кондуктор. - Например, когда проезд стоил 16 рублей, мы за смену провозили до 1500 пассажиров, после повышения даже 1000 не всегда бывает, потому что многие стали скидываться на такси. А зарплата у нас только упала, причём основательно. Нам платят не с выручки, а с билета, соответственно, чем меньше людей, тем ниже выручка. И не важно, за наличный или безналичный расчёт едет человек. Два-три года назад я получала гораздо больше, чем сейчас. Так что от повышения цен на билеты нам ничего не перепало».
«Повышение произошло на 5%, а инфляция составила 14%, - рассказал заместитель директора одной из транспортных компаний, - вот и считайте, что мы получили. Чтобы выйти в ноль, мы просили в конце прошлого года поднять стоимость проезда до 23 руб., а если закладывать минимальную рентабельность, то билет должен стоить не менее 30 рублей. Основная часть денег уходит на зарплату, налоги, взносы в ПФР, затем идут оплата коммунальных услуг, электроэнергии, затраты на топливо, запчасти. Плюс выплаты по кредитам, поскольку новые машины взяты в лизинг».
По словам мужчины, пока на предприятии не ощутили последствий снижения пассажиропотока. Это явление носит волнообразный характер: в выходные и праздники людей ездит меньше, в гололёд, морозы, слякоть – больше. Но 15% тех, кто раньше имел льготы на проезд, перестали пользоваться общественным транспортом.
«Зарплата у наших сотрудников не снижается и в среднем составляет 30 тысяч у водителей, 15-17 тысяч – у кондукторов. Конечно, кто-то всегда недоволен: мол, в Москве платят больше. Пожалуйста, езжайте, попробуйте. Уезжают, а потом возвращаются обратно».
Собеседник «АиФ-Вятка» признаётся: работать в отрасли с каждым годом всё тяжелее.
«Если поднимут акцизы на топливо, это поставит нас на грань выживания. Да и санкции дают о себе знать. У наших новых автобусов только кузов российский, а двигатели американские, коробки передач – немецкие, мосты – итальянские. И стоимость запчастей напрямую зависит от колебаний курса доллара».
Третий - лишний
Горожане, разумеется, восприняли перемены как очередной удар по их кошелькам. Но, похоже, в связке РСТ (Региональная служба по тарифам) – АТП пассажир явно третий лишний.
Казалось бы, с повышением стоимости билета он вправе рассчитывать хотя бы на некоторое улучшение уровня сервиса. Однако на форумах и в комментариях к статьям о работе городского транспорта кировчане пишут обратное. Одни жалуются на то, что вечером невозможно добраться домой, другие устали слушать мат водителей и дышать дымом от их сигарет, третьи возмущаются тем, что в транспорте не объявляют остановки, четвёртые считают: автобусы и троллейбусы могли бы выходить на маршруты и в более чистом виде. Всё-таки они едва ли не первое, с чем сталкиваются гости Кирова.
Корреспондент «АиФ-Вятка» была свидетелем того, как мужчину, чью ногу зажало в дверях, автобус несколько метров протащил за собой. Тот чудом не попал под колёса! Слегка притормозив, водитель открыл двери, и те будто выплюнули беднягу на дорогу. И всё! Автобус уехал. Ни тебе извинений, ни хотя бы вопроса о том, как человек себя чувствует. А вдруг он нуждается в помощи медиков?
Такие случаи происходят сплошь и рядом. Не помогают ни обращения в центральную диспетчерскую службу, на которую возложен контроль за работой городского общественного транспорта, ни жалобы в городскую администрацию. Автоперевозчики оправдываются тем, что к ним не выстраиваются очереди из желающих стать водителями – набирают тех, кто есть. А уж материться он за рулём или нет – дело десятое. Гораздо важнее, чтобы правила ПДД не нарушал.