Примерное время чтения: 10 минут
122

Время для молитвы. О чем нужно помнить перед началом Великого Поста?

Протоиерей Андрей Лебедев / Из личного архива

19 февраля у православных верующих начался Великий пост. Для большинства это время ограничений в еде и отказ от увеселительных мероприятий. О том, как воспринимать пост, нам рассказал руководитель Миссионерского отдела Вятской епархии протоиерей Андрей Лебедев.

Не в еде дело

- Отец Андрей, расскажите, зачем мы постимся?

- Пост был дан человеку, чтобы отказаться от плохого ради хорошего, вернуться к Богообщению, восстановить свои личные отношения с источником Жизни - Иисусом Христом Это время, когда мы занимаемся духовным покаянием. Православный пост - это не вегетарианство и не диета. В священном писании есть выражение: «Еда не приближает и не отдаляет нас от Бога». Неверно воспринимать пост как время отказа от пищи. Это время, чтобы переосмыслить свою жизнь. Приведу простой пример: мы все ходим к врачам на профилактические осмотры, в ходе которых можно выявить какие-то заболевания. Пост - возможность понять, что не так в душе, «просканировать» нашу систему координат, соответствует ли она церковным, божественным заповедям, нет ли в ней негативных вещей.

Людям старшего поколения и тем, у кого есть противопоказания по здоровью, нет необходимости строго придерживаться ограничений в пище. При этом пост нисколько не пострадает. Пост будет заключаться в том, чтобы больше времени уделять молитве, ходить в храм, ни на кого не обижаться, стараться меньше смотреть телевизор и больше уделять внимания близким, помочь им, если они в этом нуждаются. Это называется духовная милостыня, которую мы должны оказывать близким и родным.

Пост — это время, когда мы должны максимально от внешней деятельности уйти в себя, понять, кто есть я на этом свете.

На самом деле, в каждом из нас очень много «я»: одни мы на работе, другие в семье, с друзьями, в храме, сами с собой в тишине. Пост — это возможность собрать все наши «я» в единое целое, стать цельным человеком. Прийти к тому, чтобы перестать играть какие-то роли, а найти гармонию внутри себя, подлинного настоящего.

Возможность сэкономить

- Постная еда не из дешевых, на чем можно сэкономить?

- Если ходить в специализированные магазины, то действительно можно разориться. Рацион постного питания - это в основном крупы и макароны. С другой стороны, можно сэкономить на покупке сладкого и заменять его на мёд или сухофрукты. В пост мы не употребляем спиртное - это тоже существенная статья экономии. Тем более, многие делают заготовки на зиму - замораживают грибы, ягоды и так далее… Тогда пост не будет дорогим.

У нас постный стол состоит в основном из каш, домашних солений и заготовок. Для детей мы делаем скидку, те, кто ходит в школу и детский сад, едят то, что им там дают, а дома питаются постными блюдами. Ограничиваем в сладостях: вместо шоколадных конфет даем леденцы.

Еще мы стараемся сделать так, чтобы у них было меньше времени на телевизор или интернет. Стараемся читать больше книжек, больше гулять на свежем воздухе.

- В календаре в течение года несколько постов, но мода распространилась только на Великий… Почему так произошло?

- В России любят все великое: если ездить на авто, то на большом, если ходить в какое-то место, то самое популярное. Возможно, поэтому особое внимание уделяется Великому посту. Церковь относится к моде двояко, но в целом положительно. Многие люди пытаются превратить пост в средство для похудения. Такой подход воспринимается отрицательно. При этом замечу, что период поста мы можем больше уделять времени своему телу. Например, начать делать зарядку, потому что это одна из важных составляющих нашей жизни.

- Сейчас молодежь вся в интернете, что ей делать в пост?

- В Евангелие есть такая фраза, когда Христос подошел к рыбакам и сказал: «Оставьте ваши сети и следуйте за мной» - сейчас она приобретает новый смысл и свою актуальность. Мы рекомендуем по-православному - не заходить в социальные сети. Некоторые специально на время их «замораживают», пользуются только электронной почтой - вся деловая переписка там.

Освободившееся время от соцсетей можно посвятить чтению духовных писаний, прочесть нашу русскую классическую литературу, потому что она говорит о важных для человека вещах.

- Ни для кого не секрет, что вы сами активный пользователь социальных сетей. Церковью это не возбраняется?

- Что касается меня, то я пользуюсь телефоном и интернетом. В смартфоне установлены несколько программ, с помощью которых я узнаю церковные новости.

Замечу, что сами по себе социальные сети, интернет, телефон, компьютеры и прочие гаджеты - не плохие и не хорошие, все зависит от того, каким образом мы их используем. Благодаря им мы можем общаться с близкими, повышать свой образовательный, интеллектуальный уровень… Во время поста соцсети у меня остаются лишь в деловом формате - посмотреть новости и выполнить свои обязанности. Состою в нескольких проектах, в частности, «Батюшка онлайн», где собрали священников со всей России. Люди задают свои вопросы, и я готовлю ответы. В то же время очень многие знают мою страничку и мне пишут туда. В этом отношении не вижу греха, что мы будем общаться - это все равно, что мы бы общались при помощи писем или по телефону.

Есть такое выражение: «Можно говорить целых день и не согрешить, а можно поговорить пять минут и согрешить на всю жизнь». Слово может лечить, а может калечить.

- Что скажете про совмещение поста и светской жизни? Его начало выпадает на праздники — День защитника Отечества, Восьмое марта….

- Если будут какие-то Дни рождения, юбилеи, то по православным традициям их можно сдвинуть либо на Масленицу, либо на неделю, которая называется Светлой, она идет после Пасхи. В этом ничего страшного нет.

Если нас на работе позовут поздравить с 23 Февраля или с Восьмым марта - в этом трагедии нет. Мы можем прийти, поздравить коллег. Выпить чай и пойти домой. Будет неправильно, если мы будем гулять со всеми до утра. В то же время не надо впадать в другую крайность - говорить всем, что они неправильные люди и отмечать праздники - грех. Необходимо найти «золотую середину». Да, православные не отмечают 23 февраля и 8-е марта. Есть церковные аналоги - День православного воина или православного мужчины, который отмечается 8 ноября - День памяти Дмитрия Солунского, и День жён мироносиц, отмечаемый во второе воскресенье после Пасхи.

У митрополита Хрисанфа День ангела выпадал на 1 апреля, это всегда был пост. Так или иначе, ему приходилось собирать стол и приглашать гостей. Однажды именины выпали на последнюю неделю поста! А это самая строгая неделя! И все же праздничные угощения были и состояли из нескольких блюд — без масла, без рыбы и мяса, но никто ничего не понял! То есть при желании можно приготовить на торжество постные блюда и позвать гостей.

Священники на мотоциклах

- Вы много общаетесь с молодежью, почему вы решили взять на себя эту функцию? Как на вас реагируют?

- Когда я служил на других приходах, занимался с маленькими детьми, которые ходят в детский сад или школу. Мы организовывали чемпионаты по дворовому футболу, хоккею, скоро будет чемпионат ПФО по шахматам.

Дети должны обязательно ходить в два-три кружка: спортивный, творческий и те, которые учат навыкам.

Раньше помогал организовывать все это на месте, то сейчас выступаю в роли консультанта по организации.

Еще я стараюсь отслеживать информацию о субкультурах, которые появляются у нас, и наладить контакт с их представителями.

Молодежь реагирует по-разному. В основном, когда попадаешь в какую-то среду, первая реакция - что нас будут чему-то учить, но я стараюсь с ними разговаривать на их языке. Рассказываю о своих увлечениях. Меня интересует краеведение, история, культура. Благодаря им я могу поделиться информацией, о которой мало кто знает. Еще я с детства увлекаюсь мотоциклами. У нас есть целый проект «Путями твоими» - календарь священников, которые ездят на мотоциклах.

Мотоциклы - это удивительный формат познания мира, общения с людьми. Когда ты ездишь на машине — ты многого не понимаешь, а путешествуя на мотоцикле ты чувствуешь все запахи, силу природы, но гораздо важнее еще один момент, миссионерский. Когда ты рассказываешь о том, что можно не просто гонять на мотоцикле по городу - это быстро надоедает, а можешь стать участником мотодвижения. Мотоциклисты - это своего рода современные казаки. Что представляло собой казачество: это люди, которые ездили на лошадях, служили Отечеству и Богу.

У нас есть мотоклубы, которые собраны по такому принципу, их участники помогают детским домам, приютам, школам, восстанавливают памятники.

Ели раньше была ассоциация, что байкеры — это пьяные рокеры, то теперь есть люди, которые позиционируют себя с позитивными вещами.

- Вас называют «вятским Охлобыстиным», как вы к этому относитесь?

- Возможно, это пошло от того, что мы как-то внешне похожи. Когда я узнал об этом, то сменил стрижку и стал носить другие очки. Мне удалось с ним пообщаться, когда он к нам приезжал на съемки своего фильма, но встреча была очень короткой.

Не все, что делает Иван Охлобыстин, одобряется церковью, но в общем и целом, мне он импонирует. Он открыт миру и старается видеть в нем доброе и полезное. Вот в этом мы с ним точно похожи.

Я хочу показать людям те смыслы в их деятельности, которые, возможно, не видят, и благодаря этому направить к осознанности.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах