Помоги себе сам
Действительно, жилищно-коммунальная отрасль очень напоминает запутанный клубок проблем. Распутать его крайне сложно, особенно человеку, не имеющему специального образования и юридически не подкованному.
Наверное, самый простой способ решить проблемы дома - это выбрать из числа жильцов парламентера, который станет связующим звеном между обслуживающей организацией, управляющей компанией и жильцами. Который может, а главное - хочет вести диалог от лица дома. Ну а после спрашивать уже с него. И хорошо, если такой человек в доме есть.
Про управдома обычно знают только одно - он в курсе дел жильцов. Но вот как при этом ему удаётся решать проблемы целого дома, многие даже не догадываются. Наверное, потому, что когда из крана течёт вода, в подъезде горит свет, а двор убран - мы думаем, будто бы всё получается само собой. На самом же деле, ему приходится проделывать огромный объем работы. Причем вести её не от собрания к собранию, а каждый день.
Битва за тепло
Три месяца назад, став председателем совета многоквартирного дома, я наивно полагала, что за несколько месяцев смогу решить все проблемы, которые копились десятилетиями. Я считала себя человеком подкованным в вопросах ЖКХ, но начав детально разбираться в вопросе, столкнулось со скалой противоречий.
![Температура в квартирах часто не соответствует нормативам.](https://static1-repo.aif.ru/1/6e/14316/c/b59cab0400cbb6afb6bae8a6f690b225.jpg)
Первое, с чего я решила начать, это вернуть тепло в наши квартиры. Дело в том, что исторически в доме было всегда тепло, форточки не закрывались даже зимой. Но несколько лет назад все изменилось и батареи вдруг остыли. Обогреватели были включены и днем и ночью, ежемесячная плата за свет выходила в копеечку. Соседи все по очереди жаловались во все инстанции, но ситуация не менялась. Управляющая компания списывала всё на «Кировскую теплоснабжающую компанию», та в свою очередь перекладывала вину на УК.
После того, как было написано заявление в прокуратуру области, ситуация нормализовалась. Но при этом пришел ответ, что это не их вопрос и жалоба передано в районное подразделение. То ли совпадение, то ли помощь высших сил?
Тогда на повестку дня встал другой вопрос: если теперь все хорошо, а несколько лет подряд было холодно, при том что на доме уже 3 года стоит общедомовой прибор учета, то значит нужно делать корректировку. И тут выясняются удивительные вещи, что этот самый счетчик был сломан третьими лицами, потом ждал ремонта, а когда отремонтировали, то у него закончился срок поверки. Причем произошло это не вчера, а почти 4 месяца назад! Но счетчиков много, а специалистов не хватает, поэтому когда дойдет очередь до нашего прибора - не известно. Платим мы теперь по нормативу, а значит не о какой корректировке и речи быть не может.
Задаю вопрос юристам, как быть в такой ситуации? Ответ однозначный: «Жаловаться». Но куда? В управляющей компании доводы не принимают и стоят на своём. Юрист утверждает, что если перерыв в работе был менее 3 месяцев, - это не является основанием для того, чтобы не делать корректировку. А то, что прошёл срок поверки - это тоже претензия к УК - ненадлежащее содержание общего имущества.
Кстати, почти месяц спустя после жалобы в прокуратуру, когда уже все окончательно согрелись, приехала делегация, состоящая из представителя прокуратуры, ГЖИ и обслуживающей организации: походили, померили температуру в квартирах и уехали довольные, дескать все хорошо. Пока все в сборе, задаю интересующий меня вопрос (редкая возможность пожаловаться всем и сразу). Ответ представителя жил-инспекции повергает в шок! «Да зачем вам это надо? А вдруг корректировка будет не в вашу пользу? Да и вообще, установка общедомового прибора учета - это последнее, что должны делать жители.» Вроде бы ГЖИ должно работать по букве закона? То почему представитель закона отговаривает меня добиваться того, что должно быть по этому самому закону?
![Разобраться во всех нюансах трудно даже подкованному человеку.](https://static1-repo.aif.ru/1/ec/247816/c/70f9bb1c236ff98974e4bb75abd52433.jpg)
Не понятно, зачем тогда собственники потратили круглую сумму на этот самый прибор, за наш же счет идет его обслуживание, ремонт и поверки, а платим мы как и раньше - по нормативу. Думаю, что в подобной ситуации находятся многие дома, но не все пытаются разобраться в «неудобном» вопросе.
Денег нет
Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо - сделай это сам. Чаще всего за порядок в жилом доме, а также на прилегающей территории, отвечают жилищно-эксплуатационные управления, ЖЭУ. Как они выполняют свои обязанности - вопрос отдельный. Иногда складывается такое ощущение, что они работают только тогда, когда приходит человек и просит: «Вот мне надо сделать». Есть у них возможность - они сделают. Нет возможности - находят кучу отговорок: денег не хватает, мастеров нет.
В большинстве случаев вопрос решается, если обратиться в УК и пожаловаться на недобросовестную обслуживающую организацию . Но иногда просто терпения не хватает. Ведь порой в поисках истины приходится исколесить пол города. Различные отделы УК как будто бы специально разбросаны по разным адресам. Поэтому в большинстве случаев из-за инертности персонала ЖЭУ обязанности по содержанию дома берут на себя жильцы. Заменить перегоревшие лампы, покрасить стены в подъезде и фасад, отремонтировать детскую площадку и разбить цветники - это только часть работы, которую мы привычно берем на себя и оплачиваем в складчину. На долю ЖЭУ осталось договариваться с утилизацией отходов, нанять уборщиц (в лучшем случае) и собрать деньги.
Недовес
Город засыпает, вода остывает. Случалось ли вам посреди ночи принимать душ? Если да, то вы наверняка замечали, что холодную воду можно и не открывать. И из крана с горячей бежит комфортная тепленькая водичка. Ну помылись, да и ладно, а между тем это типичный обман потребителя - такой же, как недовес в магазине.
Если обратиться с такой претензией в свою УК, то ответ будет примерно таким: «Чтобы получить перерасчет, необходимо, чтобы наш специалист зафиксировал то, что вода в вашем кране недостаточно горячая». Но где, простите, найти этого специалиста посреди ночи? На самом деле доказать свою правоту достаточно просто. Для этого необходимо запросить в абонентском отделе ведомости учета потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения (если, конечно на вашем доме есть общие приборы учета). По ним можно отследить какой была вода в конкретный час. И она должна быть горячей 24 часа в сутки. Если нет - тогда перерасчет. Кстати, по данным этих ведомостей так же можно определить дешевле сделать корректировку по теплу или продолжать платить по нормативу.