У многих россиян сегодня каждая копейка на счету, особенно у пенсионеров. Программой обязательного медицинского страхования (ОМС) предусмотрен целый ряд услуг, которые предоставляются бесплатно. Как быть, если вам предлагают их оплатить?
20 тысяч на зубы
Кировчанин Иван Печёрин — пенсионер, ветеран труда, инвалид II группы — обратился в поликлинику, чтобы заменить зубные протезы. Мужчина надеялся, что эту процедуру сделают бесплатно. Однако после визита к врачу выяснилось, что лечение обойдётся почти в 20 тысяч рублей. Для многих – сумма неподъёмная, однако против закона не пойдёшь.
Перечень заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно, включает 22 раздела.
«В соответствии с действующим законодательством, зубопротезирование не входит в список услуг, которые предоставляются пациентам бесплатно. Действительно, раньше, около 10 лет назад, была норма, которая предусматривала меры соцподдержки инвалидам в виде зубопротезирования. Затем в федеральное законодательство внесли поправки, - пояснила министр здравоохранения Кировской области Елена Утемова. - Лечение зубов и подготовка к зубопротезированию, связанная с удалением зубов, производится сегодня бесплатно. Само зубопротезирование, включая изготовление зубных протезов – платная услуга».
Меры соцподдержки ветеранов труда предусмотрены ст. 22 ФЗ «О ветеранах» и определяются законами и правовыми актами субъектов РФ. Ежегодно региональными постановлениями определяется Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Такая программа утверждена и на 2016 год. Согласно этому документу, в Кировской области, например, зубопротезирование не входит в перечень бесплатных медуслуг.
Полис в помощь
Какие именно медицинские услуги можно получить по полису ОМС, то есть бесплатно для пациента, прописано в указанной выше программе. Ознакомиться с нею можно на официальных сайтах региональных министерств здравоохранения, территориального фонда ОМС или на сайтах страховых компаний.
«Перечень заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно, включает 22 раздела: инфекционные и паразитарные болезни, новообразования, болезни эндокринной и сердечно-сосудистой системы и т. д. Исключение составляют, пожалуй, лишь косметология и пластическая хирургия, - рассказала Елена Утемова. - Часть этой медпомощи оплачивается в рамках базовой программы ОМС, часть - из регионального бюджета. Это касается социально значимых видов медпомощи: ВИЧ-инфекция, туберкулёз, психиатрия, наркология, венерология».
Ветераны Великой Отечественной войны, участники военных действий, инвалиды I группы имеют право на получение медицинской помощи вне очереди.
Верните деньги!
Можно ли вернуть деньги за процедуру, за которую по закону плата не предусмотрена?
«Да, такая возможность существует. Раньше медорганизации часто злоупотребляли тем, что направляли пациента на лабораторные исследования или на функциональные тесты в иные медицинские организации, ссылаясь на отсутствие того или иного аппарата. Несколько лет назад мы постарались переломить эту ситуацию. Сегодня каждая медицинская организация, заключает обязательные договоры с теми медучреждениями, в которых имеется необходимое оборудование. Причём пациент, которому показано пройти те или иные обследования, может получить эти услуги бесплатно, - пояснила Елена Утемова. - Если право пациента на бесплатную медпомощь нарушено, есть два варианта решения проблемы. Во-первых, можно обратиться к администратору медучреждения. В этой ситуации вопрос обычно удаётся уладить в кратчайшие сроки. Во-вторых, можно обратиться за помощью в свою страховую организацию. Последняя должна взыскать финансовые средства с недобросовестной медорганизации и вернуть их пациенту. А медучреждению, которое нарушило закон, придётся заплатить штраф».
Стражи здоровья
Сегодня пациенты вынуждены отстаивать свои права самостоятельно, однако в скором времени у них появятся помощники. В России создадут институт так называемых страховых представителей.
Институт страховых представителей будет включать три уровня оказания помощи. Первый — call-центры, работающие по обращениям граждан. Такие «горячие линии» уже начали работать в страховых компаниях с июля 2016 года.
Специалисты второго уровня будут информировать и сопровождать застрахованных при оказании медицинской помощи, в том числе при прохождении профилактических осмотров. Они начнут работу с 2017 года.
Сегодня каждая медицинская организация, заключает обязательные договоры с теми медучреждениями, в которых имеется необходимое оборудование.
Третий уровень – работа с обращениями граждан по вопросам качества оказанной медпомощи, а также информирование и сопровождение застрахованных при прохождении диспансеризации. Эту роль возложат на страховых представителей – квалифицированных специалистов-экспертов.
В полном объёме трёхуровневая система страховых представителей должна заработать с начала 2018 года по всей России.