Отношение к возрасту у всех разное. Одни считают, что годы - это тяжкое бремя, которое мешает покорять новые вершины. Другие уверены: нечего зацикливаться на том, что ты знаешь и умеешь - нужно двигаться вперёд.
В Кирове распахнул свои двери университет «третьего возраста» - для тех, кому за… Верхней границы для желающих учиться здесь нет - первыми студенческие билеты вручили женщинам, родившимся в 30-е годы. И, поверьте, выглядели дамы великолепно!
Предмет по выбору
В этом году «возрастные» студенты будут изучать основы экономики, краеведения, психологии, ландшафтного дизайна и английского языка. Кстати, три последних направления пользуются особой популярностью, и мест в группах хватило не всем. Но пенсионеры не унывают: многие говорят, что хотят в этом году учиться на одном факультете, а в следующем - на другом.
Занятия продлятся три месяца. Затем предстоит защита, правда, не диплома, а выпускного проекта. И одним из основных критериев оценки является то, чтобы его можно было воплотить в жизнь - своей семьи или всего региона, не важно. Главное - чтобы выпускник университета «третьего возраста» ощутил пользу от полученных новых знаний. Кстати, по окончанию учёбы всем выдаётся сертификат.
Первые 120 студентов перешагнули порог этого «вуза» в сентябре 2014-го. Но за год проект вышел на новый уровень: сейчас факультеты реализуют не одну, а несколько образовательных программ. Вторая группа завершила обучение весной, а теперь к занятиям приступила третья. Расширяется и география проекта: сначала к нему присоединился город Вятские Поляны, а сейчас - города Кирово-Чепецк и Слободской. Есть желание распространить его действие на всю область. Занятия с иногородними слушателями будут проходить как в очной форме, так и дистанционно. И, что немаловажно для пенсионеров, бесплатно.
«В приёмную комиссию поступило 276 заявлений. Очень приятно, что так много пенсионеров не сидят дома, а учатся чему-то новому, - сказала Ольга Колесникова, председатель регионального отделения Союза пенсионеров России, которая сама не так давно изучала азы компьютерной грамотности. - Во время обучения мы обретаем новых друзей, новые знания, мы по-другому смотрим на мир, и качество нашей жизни меняется».
Не хочется покоя
Так всё-таки что движет теми, кто предпочёл домашнему уединению шум аудиторий, любимому дивану - лекции, а обществу словоохотливых подружек - общение с незнакомыми людьми?
«Я буду заниматься краеведением, - рассказала одна из слушательниц 66-летняя Галина Михайловна, - мне эта тема вообще интересна, и я надеюсь узнать что-то новое и про наш город, и про область. Хотела попасть на факультет английского, но желающих оказалось очень много. Почему дома не сидится? Насиделась, хватит - надо ещё чем-то заняться, тем более что садово-огородный сезон закончился».
Кировчанка Татьяна прошла обучение по программе «Основы психологии» в прошлом году, а на этот раз привела с собой подруг. По словам женщины, многие так поступают.
«Просто мне всё очень понравилось: и атмосфера занятий, и преподаватели, - пояснила Татьяна. - Пока не вышла на пенсию, работала в разных местах, но психологию, конечно, не изучала. Когда появилось свободное время, решила познакомиться с этой наукой поближе и не пожалела, что пришла сюда. Очень интересно! Идея просто замечательная. С удовольствием занялась бы и английским языком, но в школе изучала немецкий, а здесь нужен хотя бы базовый уровень знаний».
Галина, когда-то работавшая бухгалтером, записалась на факультет психологии как раз по совету Татьяны.
«Хочу прежде всего изучить себя - совершенствоваться не поздно в любом возрасте. Тем более, что мозг человека нуждается в постоянной тренировке», - рассказала Галина.
С этим, как говорится, не поспоришь. Как и с тем, что поколению нынешних пенсионеров довелось жить в эпоху такого стремительного технического прогресса, что за ним не всегда успевают и более молодые. И к этой ситуации можно отнестись по-разному: быть с современной техникой исключительно на «вы» или попытаться понять, как она работает; виновато пожимать плечами, когда внук просит помочь с английским или всё же обновить знание языка. Для тех, кто пришёл в университет «третьего возраста», в обоих случаях выбирают второй вариант.
И считают, что следующим этапом в развитии проекта должно стать более широкое использование их потенциала: не зря всё-таки учились.