Для многих школьная линейка 1 сентября - это привычная ситуация, повторяющаяся из года в год. И сложно представить: кто-то может только мечтать о том, чтобы сентябрьским утром с букетом цветов в руках в толпе весёлых и шумных сверстников шагать в школу.
Ещё недавно дети, чьё состояние здоровья не позволяет посещать обычные уроки, не могли рассчитывать на получение полноценного среднего образования, особенно если живут они далеко от областного центра. Однако благодаря современной технике расстояние, да и другие проблемы можно преодолеть.
В свободном доступе
«В 2009 году одной из составляющих приоритетного национального проекта «Образование» стало развития дистанционного обучения, - рассказывает Елена Трубицына, директор Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы «Центр дистанционного образования детей», - именно тогда в регионах и были открыты подобные центры. Одни обеспечивают детей техникой, другие занимаются ещё и её обслуживанием, третьи, так же, как и мы, предоставляют полный спектр услуг. Наш центр имеет статус средней общеобразовательной школы. Сегодня в его штате 70 учителей, ещё около 30 работают по совместительству, есть педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, методисты и инженеры».
Каждый ученик получает комплект современного оборудования: монитор, сканер, принтер, клавиатуру, графический планшет, микроскоп, специальный конструктор лего, мини-лабораторию для проведения опытов на дому и многое другое.
«Комплект формируется индивидуально в зависимости от заболевания. Важно, что каждому из учеников, помимо оборудования, предоставляют бесплатно и высокоскоростной интернет, - рассказывает Елена Владимировна. - Если ребёнку сложно работать на обычной клавиатуре, подбирают специализированную: есть цветные, с большими кнопками, со шрифтом Брайля. Если же ученик не может пользоваться кнопками при помощи рук, ему предоставляют специальные джойстики».
Учебное оборудование безвозмездно передается в семью ребенка-инвалида на весь период его обучения. Оно позволяет детям с ДЦП, патологией слуха и зрения получать традиционное образование с использованием современных дистанционных технологий.
Кроме того, индивидуально разрабатывается и учебный план.
«Мы подстраиваемся под каждого ребёнка. Дело в том, что многие из наших учеников должны регулярно проходить курсы реабилитации в стационарах. У кого-то с утра бывают процедуры, поэтому занятия можно проводить только после обеда, кому-то после каждого урока требуется длительный отдых, родители аутистов, напротив, просят проводить уроки без перерывов, потому что детям сложно снова сосредоточиться».
Делу - время
Весь прошлый год Савелий (по этическим причинам мы не называем фамилии детей) посещал подготовительные курсы, а нынче он уже первоклассник:
«Утром я просыпаюсь, умываюсь, завтракаю, и у меня начинаются уроки. Больше всего мне нравится предмет окружающий мир: учительница рассказывает много интересного, например, сегодня я узнал, откуда берутся камни».
Савелий ещё только учится пользоваться новой техникой, поэтому преподаватель приходит к мальчику домой и знакомит его с различными компьютерными программами и приложениями.
А вот Михаил перешёл во второй класс и считает себя уже настоящим профи в общении с обучающей техникой.
«У меня уже некоторые уроки проходят по скайпу, - рассказывает мальчик. - Там же я общаюсь и со своими одноклассниками. Недавно я разобрался с конструктором, который мне выдали. Собрал однорукого робота, он даже работает. Теперь в свободное время с ним играю».
Третьеклассница Полина из посёлка Уни общается с преподавателями исключительно дистанционно.
«Учителя у меня не строгие, задают мало. Вот только читать приходится много. Летом нужно было прочесть 36 книг, но я не всё успела, потому что играю на фортепиано - я ещё и в музыкальной школе учусь», - с гордостью заявляет девочка.
Практически все дети-инвалиды вовлечены в различные внеурочные мероприятия, организованные в режиме видеоконференций, сетевых дистанционных конкурсов, в том числе всероссийских.
«Я всегда с удовольствием принимаю участие во всех конкурсах, - говорит Михаил. - Уже несколько раз выигрывал, получал различные призы, вот и сегодня утром выполнял задания в тестовой форме, очень надеюсь, что всё сделал правильно и выиграю».
Миша прекрасно рисует, обычно весёлых мишек. Назвать его ребёнком с ограниченными возможностями просто язык не повернётся, скорее, у него безграничные творческие способности и огромный оптимизм.
Как признались родители мальчиков, им и самим пришлось сесть за парты, пройти курс обучения и научится работать с новой техникой. Да и сама школьная программа за последние годы сильно изменилась: она, конечно, подстраивается под возможности детей, но не так проста, как кому-то может показаться.
Ложка дегтя
Каждый урок начинается с видеообщения, и педагоги имеют возможность наблюдать, в каких условиях живут дети, как они выглядят и что происходит у них дома.
«К сожалению, бывают разные ситуации. Мы сотрудничаем и с органами опеки, и с инспекторами по делам несовершеннолетних и если видим, что у ребёнка проблемы в семье, передаём информацию им, - объясняет Трубицына. - Бывает, после вмешательства органов опеки родители пытаются прекратить занятия, но мы никогда не отпускаем тех, кому просто жизненно необходима наша помощь».
Техника в помощь
Обучаются на расстоянии и самые обычные дети – из сельских школ, в которых не хватает учителей-предметников.
«Наши педагоги проводят занятия по скайпу. Конечно, в течение всего урока в классе находится тьютор, но его основная задача - помогать учителю в те моменты, когда случаются перебои со связью. Ещё ни разу не было жалоб от педагогов на дисциплину. Дети всегда ведут себя очень тихо, чтобы не пропустить ни одного слова».
В дистанционном образовании нуждаются и профессиональные спортсмены, которые часто выезжают на соревнования или на тренировки в другие города.
«Сейчас у нас обучаются три фигуриста и хоккеист, - говорит Елена. - Принимаем мы и кировских детей, чьи родители работают за рубежом. Так что ребята слышат и видят наших педагогов в разных странах и континентах: есть ученики в Италии, Арабских Эмиратах, на Гоа».
Особую гордость у Елены Владимировны вызывают её выпускники, успешно сдавшие экзамены и поступившие в высшие учебные заведения. Кстати, каждый год эта удивительная школа выпускает и медалистов. Многим её ученикам приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственные недуги. И дети демонстрируют удивительное упорство в достижении намеченных целей. К сожалению, весь путь до конца проходят не все – иногда болезнь берёт верх. Но в центре уверены: ничто не проходит бесследно. Самое страшное, когда ребёнок чувствует себя забытым и никому не нужным, и сотрудники необычного учебного заведения готовы сделать всё, чтобы этого не случилось.