(обновлено )
Примерное время чтения: 10 минут
30

Кружевная слобода. Как появился и живёт уникальный народный промысел

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 17. АиФ-Вятка 23/04/2025
Кустари Вятской губернии: кружевницы Анна, Раиса, Любовь Бедовы. Слобода Кукарка Яранского уезда
Кустари Вятской губернии: кружевницы Анна, Раиса, Любовь Бедовы. Слобода Кукарка Яранского уезда Советский районный краеведческий музей

Кировская область – один из немногих регионов стране, где сохраняют и развивают более десятка направлений народных художественных промыслов. Один из них – это кукарское кружево. Искусство вятских мастериц известно всей стране, красота плетёных узоров завораживает.

Легенда о плотнике и его жене

Своё название промысел получил от места, где он зародился – слободы Кукарка. Так раньше назывался город Советск. А вот откуда искусство кружевоплетения пришло на Вятскую землю - точно неизвестно. Но есть легенда, что в начале XVIII в. Пётр I отправил одного из представителей знати изучать плотничье дело в Голландию. Оттуда он привёз не только знания, но и жену. Царь отправил его на строительство кораблей в Воронеж. Однако специалист чем-то провинился, причём настолько, что ему грозила смертная казнь. Чтобы избежать гибели, он с семьёй скрылся в вятских лесах. Со временем он обосновался в Кукарке, где занимался плотничьими работами. Его супруга плела кружева и обучала кружевоплетению местных женщин.

Кружево местных мастериц.
Кружево местных мастериц. Фото: Советский районный краеведческий музей

«Изначально на вятской земле знали только один вариант кружева – крестьянское. Незамысловатые узоры плели из обычной домашней пряжи. Кружевом украшали полотенца, которые дарили на свадьбу молодожёнам, – рассказывает экскурсовод Советского районного краеведческого музея Екатерина Шургина. – На кукарское кружево впервые обратили внимание на Московской политехнической выставке в 1872 г. Постепенно кружевоплетение приобретало всё большую популярность, инициативу развития кустарного промысла в то время всячески поддерживало вятское земство. В 1888 г. в Кукарской волости было 2 тыс. кружевниц. По заказам губернатора они поставляли царской семье покрывала, накладки на подушки, скатерти, плетёные платья».

Школа мастериц

Долгое время большинство мастериц изготавливали кружева по готовым сколкам (рабочий рисунок кружева, сделанный на картоне). Только немногие умели самостоятельно создавать узоры. В конце XIX в. мастерство было решено вывести на новый уровень. В 1893 г. в Кукарке открылась Земская школа кружевниц. Её создала жена земского врача Анастасия Афанасьева. Она не только бесплатно предложила губернской управе свои услуги по организации школы, но и впоследствии взяла на себя заведование ею, посвятив кукарской кружевной школе 10 лет, тратя на поддержку немало своих средств. Она хотела не только поднять уровень мастерства, а с ним и заработок кружевниц, но и поддержать талантливых девушек из крестьян. Девочкам преподавали рисование и черчение, из столицы выписывали альбомы с образцами кружев. При учебном заведении работал интернат для детей из отдалённых деревень. Для обучения плетению пригласили опытную кружевницу Вассу Бердникову, которая окончила Мариинскую школу кружевниц в Санкт-Петербурге.

Учащиеся школы кружевниц сл. Кукарка 1908 год.
Учащиеся школы кружевниц сл. Кукарка 1908 год. Фото: Советский районный краеведческий музей

«Кукарская школа давала блестящие навыки в технике плетения, ученицы знали основы рисунка и композиции, учебное заведение способствовало расширению промысла по всей губернии. Если в первый год в учебном заведении навыки плетения кружев осваивали 78 учениц, то через несколько лет уже 160. После обучения им выдавали удостоверения, а также необходимые инструменты для плетения и инструменты для рисования, – рассказала Екатерина Шургина. – После учёбы в этой школе девушек с готовностью брали учиться дальше, например, в Мариинскую школу кружевниц в Санкт-Петербурге. Туда отправляли лучших, по мнению Афанасьевой, учениц. Одну девушку отправили Нью-Йорк в качестве мастерицы при русском складе кустарных изделий. Школа расширялась, появлялись филиалы в близлежащих сёлах».

Каждый год Анастасия Афанасьева вводила что-то новое или расширяла уже существующее. Деятельность школы была настолько плодотворной, что уже в первые годы её существования изготовленные мастерицами кружева завоевали признание на многих всероссийских и международных выставках и конкурсах. Под руководством Анастасии Григорьевны с 1894 г. Кукарская школа активно участвовала в губернских, всероссийских и международных ярмарках, каждый раз получая дипломы и медали.

В подарок царю

Началось победное шествие кукарского кружева по миру. В 1895 г. кружево получило почётный диплом и золотую медаль Всемирной выставки в Атланте. В 1896 г. – золотую медаль Всемирной выставки в Париже. В этом же году на нижегородской выставке школа подарила плетёное платье великой княгине Ольге. Кроме того, по заказу губернатора в подарок царю мастерицы сплели покрывала на царские постели, накидки на подушки, скатерть и детское платье.

Постепенно кукарское кружево завоевало российский рынок. Благодаря вятским купцам о нём узнали в Саратове, Самаре, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Санкт-Петербурге. Его приобретали во Франции, Голландии, Швеции, Америке и других странах.

Новые мотивы

Промысел продолжил жить и развиваться и после революции. В 1919 г. на базе бывшей земской школы организовали двухгодичную школу кружевниц. В 1920 г. появилась первая трудовая артель. Кружевная школа работала до 1933 г. Она снова открылась в 1946 г. А затем её переименовали в профессиональное училище № 28. В 2007 г. после слияния с Советским педагогическим училищем появился индустриально-педагогический колледж. С 2012 г. отделение народных промыслов работает на базе техникума промышленности и народных промыслов Советска.

Панно кружевное 50 лет Великого Октября 1967 г.
Панно кружевное 50 лет Великого Октября 1967 г. Фото: Советский районный краеведческий музей

Из школы кружевниц вышло немало мастериц, которые внесли значительный вклад в развитие кружевного промысла. Пожалуй, самое сложное в кружевоплетении – придумать, как будет выглядеть будущее изделие и узор. Обычно этим занимается опытный художник. Как, например, Анна Гужавина, которая более полувека проработала в советских кружевных производственных объединениях как руководитель и художник, обучала молодых кружевниц. Почти 20 лет Гужавина была единственным художником промысла, по её сколкам плели кружева во всех артелях. Творчество мастерицы Зои Вараксиной во многом определило характер развития вятского кружева и сделало его более современным. Она впервые обратилась в кружеве к мотивам дымковской игрушки. Панно Анны Гужавиной и Зои Вараксиной «Дымковская игрушка», «Дружба народов» и другие работы можно увидеть в музеях Кирова и других городов. Ещё одна известная мастерица – Вера Смирнова. Она первой начала делать большие тематические панно из занавесок, ввела в кружево накладные детали, сочетая его с вышивкой. Возродила скань, придав кружеву большой выразительности.

Работы мастериц из Советска находятся в собраниях музеев. Конечно, изделия есть в домах у жителей области и других городов: от салфеток до одежды. К слову, кукарское кружево в своих моделях использовал известный модельер Вячеслав Зайцев.

Как создаётся кружево

Традиционно для создания кукарского кружева используют самые простые предметы. Деревянная подставка с двумя перекрёстными рамами нужна для поддержания подушки-бубна – небольшого по размеру, туго набитого опилками валика с ровной поверхностью. Наволочку бубна шьют из светлой ткани, чтобы не испачкать кружево. Бубен держит прикреплённый к нему рисунок будущего кружева – сколок. Основные инструменты мастерицы – коклюшки, маленькие деревянные палочки с круглой головкой. Их вытачивают из берёзы или вереса. Они издают мелодичный звук. Кроме того, мастерице всегда пригодятся вязальный крючок, игла для накола и разные по составу нити.

Отличительной особенностью кукарского кружева является сочетание различных плетений в одном изделии. Это придаёт ажурность, лёгкость, красоту. За долгое время существования кружевоплетения сложились две основные техники: парная и цепная. На основе парной делают мерные кружева, край, различные оплёты, а также мотивы мелких узоров. Узор выплетается благодаря повторению простых геометрических фигур разной плотности. Цепная техника используется для плетения покрывал, скатертей, занавесок, дорожек, салфеток, воротничков и других вещей.

Класс рисования. Школа кружевниц Вятского Губернского земства, сл. Кукарка Яранского уезда.
Класс рисования. Школа кружевниц Вятского Губернского земства, сл. Кукарка Яранского уезда. Фото: Советский районный краеведческий музей

Ажурные факты

Произведения кукарских кружевниц находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Московском научно-исследовательском институте художественной промышленности, а также в зарубежных музеях и частных коллекциях.

В 2024 г. на выставке-форуме «Россия» презентовали уникальное панно «Кружево России» размером 2х3 м. Над полотном в цветах российского флага работали мастерицы из семи «кружевных» регионов страны: Санкт-Петербурга, Вологодской, Ярославской, Нижегородской, Липецкой, Рязанской, Ленинградской и Кировской областей. С инициативой создания полотна выступила Вологодская область, там его и собирали. Один из 18 фрагментов выполнила создатель артели «Кукарское кружево», преподаватель кружевоплетения индустриально-педагогического колледжа Советска Любовь Анцыгина. Мастерица отправила организаторам эскиз в январе, а уже в марте её работа была в Вологде. Фрагмент, сплетённый мастерицей, очень понравился коллегам.

Изделия из кукарского кружева представлены в уникальном универмаге Национального центра «Россия», который открылся 4 ноября 2024 г. Кружево сразу заняло второе место по популярности среди покупателей. В Дирекции по организации 650-летия Кирова пояснили, что кружевные воротнички, накидки, манишки вызвали большой интерес у посетителей.

Откуда пришло название

Слово «кружево» произошло от древнерусского глагола «кружити» и восходит к тому же общеславянскому слову (krogъ), что и круг.

*Этимологический онлайн-словарь русского языка Г. А. Крылова.

Женское замышление

Кружевное искусство в России считали женским замышлением. Считается, что в нашу страну пришло из Европы.

Кроме кукарского, есть ещё несколько вариантов кружев, получивших развитие в разных регионах страны: михайловское, елецкое, вологодское, балахнинское, захожское (киришское),

Чаще всего кружевоплетение развивалось в неурожайных, бедных районах страны, где существовали и развивались различные ремёсла. В дореволюционной России центрами кружевного промысла были Вологодская, Елецкая, Вятская, Тульская, Нижегородская и Московская земли. Из крестьянского ремесла кружевоплетение превратилось в артельное производство, когда кружевные воротники и манишки вошли в моду у дворян и купцов.

Техника кружевоплетения почти везде одинакова. Отличаются художественные приёмы, рисунки и орнаменты.

Изделия из кружев стали наиболее популярными во времена СССР.

*По данным портала Промыслы.рф.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах