Кировская область – один из немногих регионов России, где сохраняют и развивают более десятка направлений народных художественных промыслов. Один из них – это кукарское кружево. Искусство вятских мастериц известно всей стране, красота плетёных узоров завораживает. В чём его секрет? Об этом – в материале сайта kirov.aif.ru.
Легенда о плотнике и его жене
Своё название промысел получил от места, где он зародился – слободы Кукарка. Так раньше назывался город Советск. А вот откуда искусство кружевоплетения пришло на Вятскую землю - точно неизвестно. Но есть легенда, что в начале XVIII века Пётр I отправил одного из представителей знати изучать плотничье дело в Голландию. Оттуда он привёз не только знания, но и жену. Царь отправил его на строительство кораблей в Воронеж. Однако специалист чем-то провинился, причём настолько, что ему грозила смертная казнь. Чтобы избежать гибели, он с семьёй скрылся в вятских лесах. Со временем он обосновался в Кукарке, где занимался плотничьими работами. Его супруга плела кружева и обучала кружевоплетению местных женщин.

«Изначально на вятской земле знали только один вариант кружева – крестьянское. Незамысловатые узоры плели из обычной домашней пряжи. Кружевом украшали полотенца, которые дарили на свадьбу молодожёнам, – рассказывает экскурсовод Советского районного краеведческого музея Екатерина Шургина. – На кукарское кружево впервые обратили внимание на Московской политехнической выставке в 1872 году. Постепенно кружевоплетение приобретало всё большую популярность, инициативу развития кустарного промысла в то время всячески поддерживало вятское земство. В 1888 году в Кукарской волости было 2 тысяч кружевниц. По заказам губернатора они поставляли царской семье покрывала, накладки на подушки, скатерти, плетёные платья».
Школа мастериц
Долгое время большинство мастериц изготавливали кружева по готовым сколкам (рабочий рисунок кружева, сделанный на картоне). Только немногие умели самостоятельно создавать узоры. В конце XIX века мастерство было решено вывести на новый уровень. В 1893 году в Кукарке открылась Земская школа кружевниц. Её создала жена земского врача Анастасия Афанасьева. Она не только бесплатно предложила губернской управе свои услуги по организации школы, но и впоследствии взяла на себя заведование ею, посвятив кукарской кружевной школе 10 лет, тратя на поддержку немало своих средств. Она хотела не только поднять уровень мастерства, а с ним и заработок кружевниц, но и поддержать талантливых девушек из крестьян. Девочкам преподавали рисование и черчение, из столицы выписывали альбомы с образцами кружев. При учебном заведении работал интернат для детей из отдалённых деревень. Для обучения плетению пригласили опытную кружевницу Вассу Бердникову, которая окончила Мариинскую школу кружевниц в Санкт-Петербурге.

«Кукарская школа давала блестящие навыки в технике плетения, ученицы знали основы рисунка и композиции, учебное заведение способствовало расширению промысла по всей губернии. Если в первый год в учебном заведении навыки плетения кружев осваивали 78 учениц, то через несколько лет уже 160. После обучения им выдавали удостоверения, а также необходимые инструменты для плетения и инструменты для рисования, – рассказала Екатерина Шургина. – После учёбы в этой школе девушек с готовностью брали учиться дальше, например, в Мариинскую школу кружевниц в Санкт-Петербурге. Туда отправляли лучших, по мнению Афанасьевой, учениц. Одну девушку отправили Нью-Йорк в качестве мастерицы при русском складе кустарных изделий. Школа расширялась, появлялись филиалы в близлежащих сёлах».
Каждый год Анастасия Афанасьева вводила что-то новое или расширяла уже существующее. Деятельность школы была настолько плодотворной, что уже в первые годы её существования изготовленные мастерицами кружева завоевали признание на многих всероссийских и международных выставках и конкурсах. Под руководством Анастасии Григорьевны с 1894 года. Кукарская школа активно участвовала в губернских, всероссийских и международных ярмарках, каждый раз получая дипломы и медали.
В подарок царю
Началось победное шествие кукарского кружева по миру. В 1895 году кружево получило почётный диплом и золотую медаль Всемирной выставки в Атланте. В 1896 году – золотую медаль Всемирной выставки в Париже. В этом же году на нижегородской выставке школа подарила плетёное платье великой княгине Ольге. Кроме того, по заказу губернатора в подарок царю мастерицы сплели покрывала на царские постели, накидки на подушки, скатерть и детское платье.
Постепенно кукарское кружево завоевало российский рынок. Благодаря вятским купцам о нём узнали в Саратове, Самаре, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Санкт-Петербурге. Его приобретали во Франции, Голландии, Швеции, Америке и других странах.
19:47
Новые мотивы
Промысел продолжил жить и развиваться и после революции. В 1919 году на базе бывшей земской школы организовали двухгодичную школу кружевниц. В 1920 году появилась первая трудовая артель. Кружевная школа работала до 1933 года. Она снова открылась в 1946 г. А затем её переименовали в профессиональное училище № 28. В 2007 году после слияния с Советским педагогическим училищем появился индустриально-педагогический колледж. С 2012 года отделение народных промыслов работает на базе техникума промышленности и народных промыслов Советска.

Из школы кружевниц вышло немало мастериц, которые внесли значительный вклад в развитие кружевного промысла. Пожалуй, самое сложное в кружевоплетении – придумать, как будет выглядеть будущее изделие и узор. Обычно этим занимается опытный художник. Как, например, Анна Гужавина, которая более полувека проработала в советских кружевных производственных объединениях как руководитель и художник, обучала молодых кружевниц. Почти 20 лет Гужавина была единственным художником промысла, по её сколкам плели кружева во всех артелях. Творчество мастерицы Зои Вараксиной во многом определило характер развития вятского кружева и сделало его более современным. Она впервые обратилась в кружеве к мотивам дымковской игрушки. Панно Анны Гужавиной и Зои Вараксиной «Дымковская игрушка», «Дружба народов» и другие работы можно увидеть в музеях Кирова и других городов.
Ещё одна известная мастерица – Вера Смирнова. Она первой начала делать большие тематические панно из занавесок, ввела в кружево накладные детали, сочетая его с вышивкой. Возродила скань, придав кружеву большой выразительности.
Работы мастериц из Советска находятся в собраниях музеев. Конечно, изделия есть в домах у жителей области и других городов: от салфеток до одежды. К слову, кукарское кружево в своих моделях использовал известный модельер Вячеслав Зайцев.