Примерное время чтения: 8 минут
84

Бренд какой-то! Что даст региону торговая марка «Сделано в Вятке»?

В последние недели в центре внимания оказались сезон дорожного ремонта, борщевик, путёвки в детские сады и внезапно… народные художественные промыслы (НХП). «АиФ-Вятка» рассказывают, как власти предлагают поддержать промысловиков и почему успех этой кампании пока не кажется гарантированным.

Машинка, поезд, мотороллер

20 января в Кирове проводили семинар, посвящённый брендам регионов России. Объясняли, что народные промыслы и современные узнаваемые «фишки» и символы — это интеллектуальная собственность, на которую можно оформить право, чтобы никто не мог копировать такие же узоры, фигуры, сувениры. В наше время без охраны своих разработок не обойтись.

«В Кировской области огромное количество предприятий народных промыслов, творчески активных, направленных на изобретательскую деятельность, — отмечал руководитель Роспатента (тогда ещё замруководителя — Ред.) Юрий Зубов. — Хотелось бы, чтобы все достижения были защищены законодательно и помогали в продвижении региона».

Заместитель тогдашнего (ныне ведомство переформировано — Ред.) министра предпринимательства и торговли Кировской области Лариса Агалакова рассказывала, что право интеллектуальной собственности уже оформлено у предприятий, выпускающих дымковскую игрушку и плетёные корзинки. Кроме того, власти готовились продвигать вятские марки лёгкой (вероятно, текстильной либо косметической — Ред.) и пищевой промышленности. Что удалось сделать на сегодня? Увы, редакция не располагает такими данными.

Зато удалось зарегистрировать официальный товарный знак «Сделано в Вятке» с правовым свидетельством №877506. Владелец — «Корпорация развития Кировской области». Цель появления этого знака — продвижение кировской продукции в других регионах, повышение её узнаваемости в масштабах всей страны. Но…

«На планёрке у губернатора предложили разработать и подготовить мероприятия по брендированию области через народные промыслы. Но главное-то в чём? — задаются вопросом участники Telegram-чата «Вятский бизнес». — Как замерить результаты этой узнаваемости? В штуках? В продажах? В цитировании в СМИ? А то мероприятия запланируем, проведём, а проблема останется».

Далеко не все жители региона, увидев логотип (вот он, перед вами, выбран иллюстрацией к статье), приняли его благосклонно. Редакция «АиФ-Вятка» разделяет их недовольство, и вот почему:

  • «Сделано НА Вятке» звучало бы гораздо привычнее, согласитесь?
  • Что за красный обод вокруг силуэта птицы? Если дизайнер пытался имитировать дымковский орнамент — увы, на дымку это вовсе не похоже. Это скорее напоминает пластмассовый «барабан» с пистонами для игрушечного пистолета.
  • Вятка — слово, знакомое многим россиянам, но в отрыве от нынешнего имени города. Стиральная машинка, фирменный поезд, мотороллер, команда из телевизионного КВН — это всё Вятка. С самим Кировом в массовом сознании ни один из этих символов, к сожалению, не связан.

Из разряда «а зачем?»

Временно исполняющий обязанности (врио) губернатора Александр Соколов вскоре после приезда тоже озаботился имиджем Кировской области.

«У нас есть очень хорошие предприятия, — завёл разговор врио. — Одна дымковская игрушка чего стоит! Разработайте план, каким образом мы можем на системной основе заниматься поощрением людей, которые проявили себя в этой отрасли. Именно мастеров, хранителей традиций. Это может быть проведение конкурсов профессионального мастерства, создание дополнительных брендов, их активное продвижение на территории РФ и за рубежом».

Вопрос мусолили на нескольких понедельничных планёрках врио с кабинетом министров, которые уже стали еженедельными. По итогам председатель правительства Кировской области Александр Чурин презентовал Соколову перечень предлагаемых мер поддержки НХП. В том числе:

  • Минпромышленности с минкультуры изменят работу художественного экспертного совета: усилят координацию меж ведомствами, возьмутся за оценку художественной ценности предметов НХП.
  • К 5 августа те же министерства составят календарь ключевых событий и праздников Кировской области, связанных с народными промыслами.
  • К 1 сентября разработают проект закона о развитии НХП региона, установят для предприятий пониженные налоговые ставки (1% с доходов, 5% по системе «доходы минус расходы» по УСН).
  • К 10 сентября внесут предложения по госпрограмме поддержки предпринимательства. Цель — получить деньги на поддержку НХП Вятки сразу на три года, причём каждый год — не меньше, чем в нынешнем (5 млн рублей).
  • Составят и «дорожную карту» (план-график) сохранения и развития НХП до 2025 года.
  • Центр «Мой бизнес» будет выдавать промысловикам займы с пониженной ставкой в 2% годовых.
  • Чиновники учредят нагрудный знак «Мастер НХП Кировской области». Его будут вручать ежегодно, а в довесок выплачивать премию губернатора Кировской области.
  • Кое-что из разряда «а зачем?». Оказывается, сейчас снимают целый веб-сериал о вятских промыслах. В планах аж 27 серий.
  • И кое-что из разряда «может быть». Возможно, народным промыслам кировчан смогут учить в вятском художественном училище имени Рылова. И не исключено, что сувенирные зоны аэропортов в крупных городах (Москве, Питере, Екатеринбурге, Казани и пр.) начнут закупать больше вятского кружева, дымковской игрушки, изделий из лозы и капа корня.

«Необходимо начать с самих себя, — резюмировал дискуссию Соколов, — Нужны хорошие точки продажи народных промыслов в нашем аэропорту и на вокзале. Второй момент — в центральной части города надо создать брендовое место, где будут сосредоточены все художественные промыслы Кировской области. Как в выставочном варианте, так и в варианте продажи. Такие же точки должны быть и в районах».

В тройке самых узнаваемых

Будем честны, в этом списке мер поддержки есть вполне вменяемые идеи. Нагрудный знак — шанс повысить престиж профессий, льготные кредиты — возможность промысловикам прожить лишние несколько сезонов, образовательные программы в худучилище — надежда на сохранение промыслов. Но в целом это не самая адресная помощь. Просто потому, что все эти мероприятия не очень-то перекликаются с наиболее актуальными проблемами отрасли. Хотя и с их списком Соколова и Ко ознакомили совсем недавно.

«Каждый промысел уникален, поэтому их проблемы специфичны, — поделился министр промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области Владимир Сысолятин на одной из планёрок с врио. — Например, недостаток сырья. Есть и целый ряд системных проблем. Это снижение туристического спроса и крупных заказов, отсутствие квалифицированных кадров, медленное внедрение современных инструментов продвижения продукции, снижение количества молодых мастеров».

Всё так!

Кому нужны дымковская игрушка, плетёные корзины, лапти, шкатулки из капа? Недорогие — туристам, средней стоимости — допустим, местным жителям, обставляющим квартиры или учреждения культуры, а дорогие — разве что коллекционерам. Наплыва туристов и коллекционеров, увы, не видно давненько. Так с чего вдруг подскочат продажи?

Кто в мастерах? Опытные, но немолодые люди. Средний возраст — мягко говоря, за 40 лет. И профессия вовсе не «молодеет». Отсюда и другая проблема: не все промысловики активно используют интернет для продвижения и продажи товаров. А одно из весьма немногих заведений, где сейчас можно стать кружевницей, резчиком по дереву или бересте – это техникум промышленности и народных промыслов в Советске. Много у вас знакомых молодых людей, окончивших эти профессиональные программы?

Сколько зарабатывают промысловики? Не так уж много. Мастерица не может сделать 3 тыс. дымковских индюков за неделю, это штучный товар и кропотливая работа. Так что в мастера пойдут скорее только влюблённые в это дело люди.

Наконец, какие промыслы особенно уникальны? По большому счёту, лишь дымковская игрушка. Она — вдумайтесь! — в тройке самых узнаваемых народных промыслов России. Согласно опросам, лучше людям знакомы только гжель и хохлома. Дымка обходит городецкую и жостовскую роспись, матрёшек, изделия из хрусталя. Но она такая одна! В Кильмези делают отличные лапти, но по стране найдётся ещё сотня подобных «точек». Кирово-Чепецк со своим лозоплетением, Верхошижемье с гончарами, Кукарка (Советск) с кружевом, Белая Холуница с кузнецами, умельцы, работающие с сосновым корнем, соломкой, берестой — все они прекрасны! И пусть это редкие и замечательные изделия, они всё же не на 100% уникальны.

Подытожим.

Вятские народные художественные промыслы — живая история. Опыт многих поколений мастеров, традиции, которые нельзя потерять. Потому нам и удивительны многие предложения, вносимые местными чиновниками. Точно те же самые идеи можно предложить в поддержку крупных оборонных заводов или, скажем, небольших частных типографий.

Вроде, искусство спасать взялись, а такое впечатление, будто булочную открывать собираются.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах