Когда выключается свет и на полную громкость звучит первая картина любимого фильма - захватывает дух. Причём не важно, где это происходит - в кинотеатре или дома, и сколько раз ты уже пересматривал экранизированный шедевр. Очень мало найдётся людей, кто бы не любил это искусство. В канун Международного Дня кино, который отмечается 28 декабря, мы задались вопросом: «Может ли киноиндустрия развиваться в нашем городе?»
Сложный процесс и серьёзное производство
Мы решили узнать мнение у сценариста Захара Шашина.
«Нет, индустрия кино на уровне производства - не может, в степени любительских объединений, повышающих своё мастерство – возможно, - уверен Захар. - Киноотрасли здесь не будет никогда. Она подразумевает большое количество очень талантливых, активных людей и поток денег. Кино - очень финансовозатратное производство.
- Вы считаете у нас нет столько талантливых людей?
- В производстве одного фильма участвуют 200-300 людей минимум. И каждый из них должен быть специалистом в какой-то очень небольшой сфере. Например, гафер — это бригадир-осветитель, он должен знать, что такое свет на площадке, уметь его выставлять, работать вместе с режиссёром и оператором, руководить другими осветителями. И это только один пример! На площадке должен работать человек, который занимается цветокоррекцией, ассистент оператора, второй режиссер, и ещё, и ещё. Где в Кирове найти второго режиссёра или продюсера?
Ну а 15-20-минутный документальный фильм снять реально..
- Есть ли какие-нибудь предпосылки для создания индустрии кино в нашем городе?
- Нет. Для этого нужны студии, много денег на оборудование, а также много талантливых специалистов. Я бы обратил ваше внимание к студии “Лика”, а именно к кировскому режиссёру Елене Бронниковой. Она снимает сейчас любительские фильмы и может рассказать о всех трудностях. Когда у вас есть, к примеру 50 человек и вы должны их заставить прийти на съёмочную площадку и работать. А это не профессиональная команда, она не понимает, что это очень долгий и сложный процесс, дубль за дублем вы делаете одно и тоже. Все начинают нервничать и уставать. Это же не их основная работа. Актёр же должен полностью отдаваться процессу, а эти люди живут в другом мире и сюда они пришли получить удовольствие. Но на самом деле это не развлечение, это ещё одна дополнительная сложная работа.
«День Красной Луны» и капризные лошади
По совету Захара Шашина, мы решили встретиться с Еленой Бронниковой и узнать о трудностях её работы и первом полнометражном фильме «День Красной Луны»
.«Очень важно быть капитаном корабля, который понимает, куда он всех ведёт и видит цель, - поделилась с нами Елена. - Если у тебя нет вектора, корабль не дойдёт и утонет, а вся твоя команда разбежится. Самое главное даже не владение драматургией, а умение быть хорошим организатором. Из-за этого у меня и получилось, потому что я умею работать с людьми, а также жёстко требовать. Это не каждому дано».
-А какие сложности возникли при создании фильма “День Красной Луны”?
- У меня была целая война с реконструкторами. Они смеялись надо мной, пока до них не дошло, что я не претендую на историчность. Это же сказка и все костюмы — это стилизация Древней Руси, а герои - собирательные образы. Конечно, вся одежда сделана из натуральных материалов - льна, шерсти. Также все украшения - это имитация того времени. Я просто хочу показать людям, как жили раньше.
Понятно, что я не могу соблюсти всё достоверно, но хотя бы приблизиться к реальности - вполне.
Ещё о трудностях. Непросто мне далась работа с лошадьми, потому что эти животные очень капризные: когда идёт дождь - плохо, когда палит солнце - тоже плохо, когда мошкара - ещё хуже. Бери и стреляйся. С ними я точно больше не хочу работать. А организовать 100 человек в принципе легко, тем более если ты мать троих детей.
Помните, еще героиня фильма «Москва слезам не верит» говорила: «Сложно с тремя. А когда их научишься организовывать, количество не имеет значения».
Создание нового вятского брэнда
Вопрос о том, может ли существовать кинопроизводство в Кирове, мы задали и Елене Бронниковой.
- Почему бы и нет? Только, как мне кажется, не профессионального кино, а любительского. Чтобы сделать профессиональное кино, нужно очень хорошее финансирование. У нас, к сожалению, такого никогда не будет. К тому же у нас и нет таких специалистов, которые хотели бы что-то подобное сделать. Всё равно все поедут в Москву и другие крупные города. Меня многие спрашивают, собираюсь ли я поступить также? Да ни за что на свете!
- А есть ли смысл создавать и развивать индустрию кино в нашем городе?
- Во-первых, я бы хотела, чтобы кино было не только развлекательное, но и образовательное. Меня интересует всё-таки работа с детьми. Так получается, что в детей у нас никто и ничего не вкладывает. Слава Богу, если родители везде водят и заинтересовывают чем-то детей, а если нет, то пиши пропало. И мне хочется, чтобы фильмы несли какую-то образовательную мысль, чтобы подросток посмотрел и в его душе зацепило что-то глубокое, доброе и хорошее. А наше общество напротив воспитывает в основном негатив, подростков-агрессоров. Моё глубокое желание - показать детям. Чтоо быть добрым - это значит быть сильным. Отзывчивость и самопожертвование - редкие качества. Я бы хотела, чтобы наш город отличался таким образовательным кино, из-за чего я и выбрала сказки, доступный формат для восприятия.
- Вы свои образовательные кинокартины хотите реализовывать только на рынок нашего региона?
- Раз у нас не может быть большого кино, я хочу развить бренд вятских сказок. Чтобы нас не только по квасу узнавали, но и по добрым сказкам. Пускай они сняты непрофессионально и только гуляют по интернету, возможно их никогда не покажут по телевизору и в крупных кинотеатрах, но это будет существовать и найдёт своего зрителя, вызовет отклик в сердцах детей.
Да, бесспорно, у нас снимают сказки. Например, «Последний богатырь». Но это всё-таки экшн, деньги и развлечение. А я хочу, чтобы наш русский фольклор не перевирали, не извращались над ним, а показали просто на современном языке.
Почему сейчас дети не смотрят, например, “Морозко”? Да, клёвые сказки, но общество изменилось, наши вкусы, пристрастия, и сама жизнь, даже время быстрее бежит. И нужно соответствовать эпохе и использовать современную подачу. Вот раньше садились у костра и рассказывали сказки из поколения в поколения. Я хочу быть тем самым сказочником и выполнять эту функцию.
И также я отрицательно отношусь к воспитанию на зарубежной культуре. Я хочу, чтобы наше поколение развивали мы сами. И есть желание создать такую тенденцию: чтобы режиссёры не забывали о добром фольклоре.
Представления о кино - всегда масштабны. Это и непредсказуемый поворот событий, и прекрасная игра актёров, и отличные кадры. Для такого фильма нужны большие денежные вложения, много дней творческой работы профессионалов кинопроизводства.
Да, существование «большого кинопроизводства» в нашем городе просто невозможно. Но это не плохая сторона, а наоборот. В Кирове есть возможность реализовывать свои таланты, как это и делает студия ЛиКа. И это команда с капитаном не просто снимает любительское кино, но и стремится к созданию целого бренда вятских сказок. Впереди их ждёт огромный неизведанный путь, и кто знает, может именно они положат начало появлению киноиндустрии.