Уроки, домашние задания, контрольные работы: для современных школьников это обычная часть жизни. Они даже не понимают, как может быть по-другому, и нередко с неохотой идут на занятия. А их прабабушки и прадедушки в годы войны порой даже не могли дойти до школы — не было обуви. В те годы мальчики и девочки писали на чём придётся, учились в холодных классах при свете керосиновой лампы. Учителя каждый день совершали подвиг — не только давали знания по предмету, но словом и делом помогали своим ученикам выживать в тяжёлых условиях военного времени. Как жили школьники в годы Великой Отечественной войны — в материале сайта kirov.aif.ru.
В подвале драмтеатра
По словам заведующей Музеем истории народного образования Кировской области Светланы Бушмелевой, в советском государстве перестройка дореволюционной системы народного образования в основном завершилась к 1940-м годам, в то же время одной из главных задач оставалась историческая задача — осуществление всеобуча (всеобщего образования). Необходимо было привлечь на занятия максимальное количество детей, в связи с этим строить новые школы, оснащать их всем необходимым.
Когда началась Великая Отечественная война, было важно не допустить сокращения количества учебных заведений. И в Кировской области с этой задачей справились. Если в 1940−1941 учебном году в регионе работали 1988 школ, то к концу 1945 года их было уже 2333.

Школы в основном были деревянными с печным отоплением. Хотя до начала войны по области уже активно строили и капитальные здания. Например, школа № 12 на улице Воровского в Кирове была открыта незадолго до начала Великой Отечественной войны, а после 22 июня 1941 года в ней разместился госпиталь. К слову, лечебное учреждение для ветеранов войн там работает и по сей день. Уже в конце июня 1941 года 26 из 34 школьных зданий Кирова отдали для лечения раненых. Остальные — под другие нужды, прежде всего — под общежития для эвакуированных.
«Перед сотрудниками школ сразу встала серьёзная задача — им пришлось своими силами перевозить всё оборудование (парты, мебель, наглядные пособия) в другие, неприспособленные помещения. Например, в Репинском особняке, в котором до войны (как и сейчас) располагался Вятский художественный музей, в самом начале войны некоторое время находился тифозный госпиталь. Потом здание после дезинфекции перепрофилировали под школу. Известный кировский писатель Владимир Ситников в интервью нашему музею упоминал об этом: "В художественном музее переучились на всех этажах...". Дети учились и в здании Кировского областного драматического театра. Классы, по свидетельству очевидцев, располагались в цокольном этаже», — рассказывает Светлана Бушмелева.
В начале войны занятия в школах шли в несколько смен — нередко даже в четыре. Первая начиналась в 7:00, а последняя заканчивалась в 23:00.
Футбол с испанцами
Состав учеников был нестабильным. Только за 1941−1942 учебный год из школ Кировской области выбыло больше 42 тысяч учеников. И причин тому несколько. Во-первых, старшие ребята, в первую очередь — мальчики, отправлялись на фронт. Во-вторых, наиболее здоровых детей в возрасте 12-13 лет (после прохождения медкомиссии) переводили в школы фабрично-заводского обучения. После непродолжительной учёбы они работали на оборонных предприятиях, число которых с начала войны в Кировской области существенно выросло за счёт эвакуированных заводов. Увы, немногие из этих ребят после окончания войны вернулись в школы.
«При этом школы области пополнились новыми учениками. В наш регион эвакуировали более 250 тысяч детей, среди которых было много школьников, — пояснила Светлана Бушмелева. — Ребят в классах стало больше, порой они на две трети состояли из эвакуированных детей. В Кировскую область с детскими садами, детдомами, интернатами приезжали дети в сопровождении воспитателей и учителей из Ленинграда, Москвы, из центральных районов Советского Союза. В Кировской области разместились детские дома для латвийских, литовских, польских детей. В Молотовске (сейчас Нолинск) в 1942 году находился детдом для испанских детей».

Заслуженный учитель РСФСР Виктор Путинцев, который в годы войны был школьником, в своей книге об истории нолинского спорта вспоминал, что с испанскими ребятами они быстро подружились, играли с ними футбол.
«Одеты они были лучше, чем мы, и питание у них было лучше, чем у нас. Но для нас это было неважно, мы сражались изо всех сил! После матчей вместе шли купаться на речку Вою», — говорил он.
Самодельные тетрадки
В те годы трудности воспринимались как неизбежная часть жизни. В школах катастрофически не хватало всего: учебников, книг для чтения, тетрадей и т. д. На чём же писали дети?
«В нашем музее есть класс, который называется "Школы Кировской области в годы Великой Отечественной войны". В экспозиции хранится самодельная тетрадь ученицы 9-й начальной школы Кирова Оксаны Бугаевой. Листочки взяты из старых тетрадей, а обложка сделана из канцелярских папок, — пояснила Светлана Бушмелева. — Писали между строк в книгах, на газетах. И такие предметы — свидетели времени — мы тоже экспонируем. Что касается дневников, то прежде я считала, что их не было. Как правило, о них не упоминают свидетели тех событий — школьники военных лет. Но, как выяснилось, так было не везде.

В июле 2025 года две кировчанки принесли в дар музею несколько дневников своего родственника, ученика средней школы № 5 имени Горького Кирова Гены Стрижова, за все учебные годы войны, начиная с 1941-1942 годов. Поэтому и в этом вопросе, как и во многих других, обобщений быть не должно, было по-разному. Так, мы знаем, что дети в военные годы голодали, однако очевидцы мне рассказывали, например, о том, как они на пришкольном участке выращивали картофель, который шёл потом в школьную столовую, иногда школам и эвакуированным детдомам в сельской местности с овощами и зерном помогали колхозы».
Правда, этого хватало ненадолго, и голод оставался огромной угрозой для всех детей и в городе, и на селе. Кстати, в школе с первого учебного года стали выдавать булочки, которые приходилось распределять учителям. Школьники военных лет, став взрослыми, с улыбкой вспоминали, что в школу ходили ради тех самых булочек.
На занятия — босиком
О школьной форме в военные годы речь не шла. Зачастую ребятам было трудно просто дойти до школы, так как у них не было обуви. В том числе и поэтому система образования столкнулась с большой проблемой – стало катастрофически много пропусков занятий. Детям просто не в чем было идти на занятия, а в сельской местности путь до школы мог составлять несколько километров.
«Родители не отправляли своих детей в школу, так как те могли замёрзнуть по пути, да и нечего было дать с собой на обед. Как только весной начинало пригревать солнышко, дети шли на занятия босиком», — рассказывает Светлана Бушмелева.
Ребята часто пропускали занятия и по другой причине: старшим приходилось сидеть дома с младшими. Детсады не работали, мамы трудились, а большинство отцов были на фронте. За малышами просто некому было больше присматривать.
Выдержать испытание войной
Светлана Бушмелева говорит, что даже в сложнейших условиях Кировский областной отдел народного образованиях как часть системы народного образования СССР продолжал выполнять поставленные партией и государством задачи.
«Чем дольше я занимаюсь этой темой, тем большим уважением проникаюсь к людям, которые руководили системой образования в военное время. Им приходилось решать множество вопросов: как сохранить учеников, обеспечить учебные заведения учителями, организовать дополнительное питание ослабленных детей. Они занимались эвакуацией и реэвакуацией, — говорит заведующая музеем. — Первого руководителя облоно, Дмитрия Ванеева в начале 1942 года призвали в Красную Армию. На его место пришёл Андрей Писемский (в 1941 году он был уполномоченным Ленинградского исполкома по Кировской области), в феврале 1944 года его сменил наш земляк. Кстати, в 1950-60-е годы он занимал высокие должности в Центральном аппарате Министерства просвещения РСФСР».
Система образования столкнулась с острой нехваткой педагогов. Около 3 тысяч учителей и руководителей системы образования ушли на фронт. Их места заняли эвакуированные в область педагоги и недавние школьники, которые только что окончили педучилище или среднюю школу. Тем временем задачи перед учителями стояли серьёзные.
«Антонина Ефремова, которая в годы войны работала в кировской женской школе № 22, вспоминала, что самые трудные арифметические задачи приходилось решать не столько детям, сколько учителям, когда они делили дневную пайку хлеба с таким расчётом, чтобы сохранить детей и самим не умереть с голоду», — говорит Светлана Бушмелева.
«Очень неустойчиво пишут на листочках»
В условиях военного времени все вопросы нужно было решать срочно и тщательно контролировать всё, что происходит в школах. Инспекторы регулярно выезжали в учебные заведения и тщательно отмечали, что нужно улучшить и изменить.
Сохранилась книга отметок Ломовской неполной средней школы (Яранский район). Это совсем маленькая школа, куда и сейчас добраться непросто, но туда каждый год приезжал инспектор районного отдела народного образования и красивым почерком чётко отмечал, какие проверки провёл, какие занятия посетил и какие дал рекомендации.
«Например, в записях за 17 февраля 1945 года инспектор отмечал: "Причина недоохвата всеобучем — отсутствие одежды и обуви и недостаток хлеба". В характеристике учеников первого класса указывается: "Ребята очень неустойчиво пишут на листочках. Бумаги совершенно нет, по арифметике тетрадей не имеется. Второй класс. Пишут ребята между строк записанной тетради, всё сливается. И говорить о каком-то красивом почерке не приходится".
Кроме того, инспектор роно рекомендовал развернуть среди учащихся краеведческую работу, организовать краеведческий уголок. Это говорит о том, что система образования думала не только о том, как бы дать детям основы знаний, но ещё о необходимости воспитательной работы. Именно краеведческая работа — это то, что воспитывает любовь к Родине», — говорит Светлана Бушмелева.
Как положительный момент инспектор отметил, что в школе было организовано три кружка: ПВХО («Готов к противовоздушной и химической обороне»), хоровой и драматический.
«Работа их спланирована, но иногда этот план нарушается в силу ненормальных условий работы школы», — написал инспектор.
Что он посчитал ненормальными условиями работы? Холод. «Сидят в пальто, встают при ответе ненормально (согнувшись), за переменами возятся, стараясь согреться». Школы в те годы чаще всего находились в неприспособленных помещениях с печным отоплением. Для растопки нужны дрова. Их заготавливали сами учителя и ученики (кроме начальной школы). Электрического освещения в школах не было. Вся электроэнергия уходила на нужды оборонных заводов, поэтому классы освещались керосиновыми лампами, коптилками, иногда свечами. Приходилось первыми уроками ставить устные занятия, а письменные оставляли на светлое время суток.
Педагог, врач, психолог
Каких только дел не приходилось брать на себя учителям в то время! Школьница военных лет Ираида Кириленко (Братухина) запомнила, что педагоги ежедневно проверяли, здоровы ли дети, нет ли завшивленности, осматривали у них дёсны, нет ли признаков цинги. В те годы к состоянию школьников относились особенно строго. Ребятам регулярно делали прививки, иногда давали витамины и талоны на усиленное питание. Уколы им совсем не нравились, но дети понимали, что так надо.
Каникул, кроме зимних, у детей не было, также отпуск учителям предоставлялся редко. В свободное время детей и учителей отправляли на сельхозработы, на лесозаготовки, на заготовку лекарственных трав и так далее.

Также учителя организовывали детей для помощи фронтовикам: собирали тёплые вещи, делали с детьми на уроках труда кисеты, поддерживали выступления детей в госпиталях. Отправляя посылки на фронт, дети чувствовали сопричастность к общему делу победы над врагом.
Все, кто учился в те годы в школе, с большим теплом и уважением вспоминают своих педагогов. Они не только учили и кормили детей, но, по сути, они спасали души голодных, обделённых детей, многие из которых оставались сиротами.
В посёлке Фалёнки, в сквере на улице Воробьёва, как раз напротив школы, есть удивительный, единственный в этом роде памятник, посвящённый памяти учителей и учеников, погибших в годы Великой Отечественной войны. Смысл памятника глубок: подвиги совершали и те, кто воевал, и те, кто в условиях войны учили и воспитывали будущие поколения. В 1950-1980-е годы они станут космонавтами, инженерами, деятелями культуры. Те, кто выжил, кого спасли. И школьные учителя в том числе.