Одной из самых популярных работ последнего времени является композиция «Место встречи» на улице Спасской. Мы решили взять у Людмилы Дмитриевны интервью и попытаться понять, чем живут скульпторы на Вятке, как отличить настоящее искусство от подделки, и есть ли перспективы для развития скульптуры в Кирове.
Скромно, без торжеств
- Людмила Дмитриевна, расскажите, как отметили юбилей?
- Иногда в юбилейный год провожу персональные выставки, где представляю часть своих работ, но в этом году ничего такого запланировано не было. Тем более, дата не круглая. Так что посидели дома в семейной обстановке.
- Ваша скульптурная композиция «Место встречи» уже стала визитной карточкой города. Раскройте секрет, почему она выполнена из темной бронзы?
- Дело в том, что стоит то она у Музея истории шоколада. По цвету, бронза — это идеальный вариант (вспомните цвет шоколада). А потом это один из самых долговечных и красивых материалов. Часто проезжаю мимо района, где установлена скульптурная композиция, ни разу не видела, чтоб вокруг нее было пусто. Там малышня буквально на плечи залазит. А бронза от такого отношения только лучше становится, где-то высветляется, появляются потёртости. Да, и вообще, это очень красивый цветной материал, традиционный для скульптуры.
Выбрать свой материал
- Как проходит ваш обычный рабочий день? Утром вы приходите в мастерскую и…Что дальше?
- Как правило, это работа длительная, приходится лепить несколько часов подряд, полный рабочий день. Иногда бывают такие процессы, что здесь всё завалено глиной, гипсовыми формами, и обозначены сроки исполнения. Тогда рабочий день может увеличиться и до 15 часов. По-разному бывает. Я же свободный художник, поэтому летом мы иногда проводим время на даче, работаем там. В мастерской я могу слепить что-то небольшое в мягком материале, а вот когда приходится бронзу обрабатывать, я на даче работаю. Чтоб вы понимали, нас никто не подгоняет, мы самоорганизованные.
- Какой материал вам ближе?
- Мне нравится экспериментировать. Люблю и камень, и металл, и керамику. Единственное, что я не люблю — это дерево. Мне кажется оно слишком простым. Но это скорее из-за особенностей моего творчества. Я люблю, чтоб в скульптуре присутствовала эстетика. А вот дерево не дает мне такой возможности. При этом я не говорю, что с деревом легче работать, просто это не мой материал. Многие скульпторы работают в дереве. Но мне не нравится этот материал. Материал, с которым ты работаешь, должен соответствовать твоей теме и решению композиции.
- А с чем сложнее работать?
- Сложнее, естественно, с камнем. Для бронзы мы просто лепим из глины и отливаем из гипса. А вот камень от начала до конца все самостоятельно нужно сделать.
- Существует мнение, что художник должен быть голодным. А что вы скажете о скульпторах? Прибыльное ли это дело?
- Дело в том, что очень многое зависит от того где её делать. В Москве наверняка выгодно.
- У молодых и талантливых скульпторов есть ли возможность развиваться в Кирове?
- В последнее время у нас не то что скульпторы, живописцы не возвращаются. Самые талантливые ребята уезжают в Санкт-Петербург или в Москву. Но всегда есть возможность изменить ситуацию, правда, неизвестно в какую именно сторону.
- Были ли у вас заказы из столицы или других регионов?
- Мне было предложение из Москвы сделать скульптурную работу, но по чужому эскизу, я отказалась. Если бы эскиз был мой, то есть изначально задумка моя, тогда бы я взялась. Опять же там просто заказчик понял, что здесь, на периферии, дешевле выйдет. И это действительно так. У нас цены раз в 10 дешевле чем у московских коллег. Хотя союз один (Союз художников России — прим. ред) (смеется).
- Как часто вам поступают заказы? Раз в месяц или два?
- Нет. У нас совсем не такие сроки, дело в том, что работа скульптора она, как в бронзовый век, так и сегодня вся рукотворная. Поэтому сроки совсем не такие. Я могу слепить, скажем, один бюст за полгода. Да, и заказчиков у нас не так много.
- Объясните мне, как обывателю, почему скульптура «Петр Первый» в Москве — это, по мнению профессионалов, средняя работа, а Генри Мур — настоящее искусство?
- У Генри Мура, как правило, это точное решение композиции, это лаконично и выверено. У Церетели там очень много всего. Задача скульптора, да, и вообще художника: суметь выразить тему минимальными средствами, но чтобы это было глобально, точно и выразительно. А можно сделать очень много деталей, даже уже совсем приблизиться к оригиналу, а глобальной идеи это выражать не будет. Вот так и с Петром.
- Получается, в скульптуре ценится смысловая нагрузка, а не мастерство исполнения?
- Нет. Тут всё взаимосвязано. Форма и содержание, форма и содержание.
- Как вы относитесь к современному искусству?
- Сейчас такая тенденция, что зачастую скульптор не занимается непосредственно самой формой, а пытается удивить публику любыми средствами. Это просто пена, эпатаж. Это всё отойдет и останутся только те работы, которые действительно будут говорить о нашем времени.
- Могли бы вы назвать имена современных скульпторов, которые действительно достойны внимания?
- К сожалению, таких нет. Я могу сказать только то, что меня вдохновляет: это скульптура Древнего Египта, Донателло, Микеланджело.
- На Украине свергают памятники Ленину. В народе уничтожение скульптур вождя нарекли «Ленинопадом». На ваш взгляд, нужно ли ставить памятники политическим деятелям?
- Это очень серьезная тема. Дело в том, что во время этого «Ленинопада» было уничтожено много тиражированных работ. Их ставили везде, в том числе, и на Украине. Они бетонные, про тиражированные и они совершенно не интересны для истории искусств. Но дело в том, что на Украине были и хорошие работы, авторские, которые тоже пострадали. Время проходит, проходит эпоха, а произведения должны оставаться. Они должны говорить о своем времени и относиться к ним нужно только как к изобразительному искусству. Эпоху может выразить только искусство, в частности скульптура. Вот например, благодаря чему мы знаем Древний Египет и Древний Рим? Скульптуре! Даже архитектура почти уничтожена. Поэтому я не считаю, что в памятниках политикам есть что-то плохое.
Обезличенный город
- Людмила Дмитриевна, прожив в Кирове 40 лет, как вы оцениваете его архитектурный облик?
- У Кирова нет своего уникального облика, архитектурного решения. Его попросту нет. Пытаются что-то сделать, но это на уровне зелёных насаждений, приборки парков. Всё что осталось — это небольшой кусочек исторической части города. При чем на мой взгляд, ситуация с этим везде лучше, чем у нас. Финансовое состояние не то.
- Как вы думаете, новый губернатор Игорь Васильев, может повлиять на положение вещей?
- Васильев…ну, вы знаете, он должен себя как-то проявить. И первые шаги уже вроде были сделаны: посетил нашу организацию, был у меня в мастерской. Прежде, ни один губернатор не приходил к художникам, а Васильев взял и пришел, пообщался с нами.
- О чем же вы беседовали?
- Нужно активнее выставляться, художников продвигать. Говорил, что необходимо школы и больницы украшать, начинать тесно сотрудничать. Пока на таком уровне.
ДОСЬЕ
Людмила ЛЕДЕНЦОВА.
Родилась 18 ноября 1952 г. в г. Армавир Краснодарского края.
В 1974 г. окончила Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого.
Заслуженный художник РСФСР.
Участница международных, всероссийских, республиканских, зональных и областных выставок. Работы скульптора хранятся в Кировском областном художественном музее, в частных коллекциях России.