aif.ru counter
125

Наблюдая жизнь. Скульптор Людмила Леденцова о своём творчестве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. №37 09/09/2015

В 5 лет она нашла в ручье рядом с домом «удивительную голубую глину», которая в её руках превратилась в первую фигурку. Затем был художественный кружок в школе. И к моменту окончания учёбы девушка точно знала, что станет скульптором.

Уже почти 40 лет Людмила Леденцова живёт и творит в Кирове. И каждый день сотни горожан проходят мимо её скульптур, возможно, не подозревая, что их автор - хрупкая женщина, выбравшая для себя непростой путь в искусстве.

Памятник погибшим в Афганистане и Чечне у филармонии, барельефы арбитражного суда, фигуры святых в нишах Александровского костёла, бюст дважды Героя Социалистического труда Червякова - это те работы Леденцовой, которые, так сказать, выставлены на всеобщее обозрение. А пару недель назад в центре Кирова, на Спасской, появилась скульптурная композиция «Место встречи». И, судя по тому, с какой скоростью разлетелись по интернету фото и восторженные комментарии, кировчане признали её «своей».

«Дымка» в бронзе

Елена Курбатова, АиФ: - Идея композиции принадлежит известному меценату Валерию Крепостнову. Легко ли было воплотить её в жизнь?

Людмила Леденцова: - В работе мне очень помогла мастерица дымковской игрушки Анна Лалетина, с которой мы обсуждали каждую мелочь, вплоть до пуговок и оборок на костюмах героев, чтобы соблюсти традиции промысла. Но между народным искусством и монументальной скульптурой - колоссальная разница. Не все положительные качества, которые присущи «дымке», можно воплотить в бронзовой фигуре. Когда игрушка высыхает, она начинает гнуться, может отойти ручка или наклониться головка, что подчёркивает её рукотворность, естественность, живость. Но в монументальной скульптуре - строгие, чёткие, отточенные формы. В «дымке» много иронии и даже сарказма, вообще присущего вятским людям, однако в большом размере это недопустимо. Барышня (а не барыня, кстати) должна быть красивой, изящной, летящей, кавалер - галантным, не чуждым гусарской удали.

Что касается расположения фигур, то есть некоторое отступление от традиций, но у нас была задача - показать именно встречу. И сейчас, глядя на то, что получилось, думаю, мы расставили их верно: между этими юными созданиями должно быть некое деликатное расстояние.

- Изначально предполагалось, что фигуры будут бронзовыми?

- Вовсе нет. Чтобы композиция максимально соответствовала дымковской игрушке, поначалу была мысль выполнить её из гипса. Но гипсовые скульптуры могут стоять разве что в интерьере - никак не под открытым небом. Это гигроскопичный материал, и через некоторое время начнёт разрушаться. Другой вариант - фигуры из белого цемента с мраморной крошкой, раскрашенные в стиле дымковской игрушки. Однако они прослужат максимум лет 50, не больше, а роспись придётся постоянно реставрировать. Потому и остановились на бронзе.

- Как вам работалось?

- Я лепила с большим удовольствием. Большой размер композиции, бронза - это просто мечта скульптора.

- Думаю, «Место встречи» войдёт в список «альбомных» видов нашего города.

- Когда я проезжаю мимо, вижу, что рядом со скульптурной группой всегда кто-то есть - люди фотографируются, стоят рядом, рассматривают. Это приятно, ведь на худсовете я слышала такое мнение: на Спасской нужно что-то попроще, например, фигуру коробейника, торгующего с лотка дымковской игрушкой. Нам удалось тактично вписать композицию в историческую среду, но нужно подумать над тем, как преобразить окружающее пространство: заменить покосившиеся фонари, возможно, по-другому расставить лавочки, отреставрировать фасады.

Скульптура, конечно, для людей, но всё-таки мы поставили её на постамент: должно быть уважительное отношение к произведению искусства. Чтобы не получилось, как с фигурой у кукольного театра, которая зимой по пояс уходит в снег. Это неправильно.

Время рассудит

- В последние годы в Кирове, можно сказать, наблюдается скульптурный бум. Это хорошо это или плохо?

- Это только до Кирова данная тенденция докатилась недавно. Например, в южных регионах каждый уголок оформлен, потому что скульптура организует пространство вокруг себя. Там всё сделано на высоком уровне и из хороших материалов. Или взять ту же Йошкар-Олу, где много скульптур из бронзы, мрамора, гранита. На Вятке скульптура в основном монументальная, она посвящена нашим политическим деятелям или, в лучшем случае, представителям литературы, искусства, и представляет собой памятники или бюсты. То, что сейчас появилось, это в чистом виде декоративная скульптура. Она не несёт в себе серьёзной смысловой нагрузки, не решает глобальных задач - она важна для восприятия, для хорошего настроения, позитивных эмоций. И, как мне кажется, горожанам ещё предстоит к ней привыкнуть.

- А всегда ли уместны скульптурные композиции?

- Думаю, время всё расставит по местам. Есть сегодня такое поветрие, как прикоснуться к фигуре, потереть на счастье, шепнуть ей на ухо, чтобы желание исполнилось. Но сейчас, кажется, этого уже наелись. А помните скульптуру аиста у ЦУМа? Она исчезла, и на это никто не обратил внимания. Ценность таких композиций проявится или не проявится с годами. И не только художественная, ведь если скульптура выполнена не из бетона, а из бронзы, она долговечна.

- Да, о девушке с веслом скоро уже никто не вспомнит.

- Был момент в послевоенный период, когда художественно-промышленный комбинат тиражировал эти скульптуры. Кругом разруха, нужно быстро восстановить мирный уклад жизни. Делались «девушки» наспех, из бетона. Неудивительно, что такие скульптуры ушли в прошлое. Но авторские вещи не теряют со временем своей значимости. На площади Лепсе стоит памятник Кирову, трибуну революции, политическому деятелю, оратору, но как произведение искусства он просто великолепен - столько в нём динамики! Многое зависит и от скульптора - не за любую тему надо браться. Тот, кто идёт на компромисс, часто обречён на забвение.

В удовольствие

- Откуда вы черпаете сюжеты для своих работ?

- Многие мои вещи рождаются из наблюдений. Часто скульптор отталкивается от формы: эту красоту (игуану - прим. ред.) я увидела на выставке экзотических животных и насекомых. А в этом камушке разглядела панцирь черепахи. И эту мышь я тоже увидела - она попала в ведро и замерла в такой позе. Получилась «Западня». Вообще люблю анималистические сюжеты. Там, где не совсем этично, может быть, использовать образ человека, чувства можно передать через фигуры животных. Можно в простую вещь вложить глубокий смысл. Образ рождается тогда, когда он отвечает моему внутреннему миру, моему пониманию, моей насмотренности. Его появление зависит от совпадения многих факторов.

- А какие темы вам близки?

- Прежде всего, я стараюсь отразить современность, основываясь на впечатлениях, накопленном опыте, осознании действительности. Не люблю повторяться - это неинтересно. Моя задача - получить удовольствие от того, что я делаю. Если его нет, тогда зачем всё это?

- Вы творите для себя или только под заказ?

- Приходится постоянно подтверждать свой профессионализм на различных выставках по линии Союза художников: и на зональных, и на всероссийских. Я не пропустила ни одной всероссийской выставки, и меня, пожалуй, лучше знают в Москве, чем на Вятке. Разумеется, я беру заказы, чтобы иметь возможность 3-4 месяца спокойно заниматься творчеством. Скульптура - очень затратный вид изобразительного искусства: перевести изображение в мрамор или бронзу стоит колоссальных средств. С заказами сложно, потому что власти ничего не финансируют. Всё, что появляется в нашем городе, появляется за счёт частных пожертвований.

- В целом, вы довольны, как складывается ваша творческая жизнь?

- Не совсем. Мне хотелось бы оставить в городе больше таких монументальных хороших вещей, как «Место встречи». Того, что есть, маловато при моих возможностях.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество