Подрастающему поколению всегда требовался образец для подражания, причём он мог быть как положительным, так и отрицательным. Так, мальчишки в СССР искренне хотели стать космонавтами, как Гагарин, и разведчиками, как Штирлиц. Но в играх отдавали предпочтение обаятельному злодею Фантомасу, а не комиссару полиции.
После перестройки, в эпоху гласности, приоритеты молодёжи резко поменялись. Путёвку в красивую и богатую жизнь можно было получить, став барменом или валютной проституткой. В «лихие» 1990-е в героях ходили бандиты и «новые русские». В начале 2000-х девушки мечтали о карьере моделей и певиц, парни о том, чтобы занять место президента какого-нибудь банка. А чего хочет нынешнее поколение next?
Несоответствие ожиданий
Елена Курбатова, АиФ: - Какое образование выбирают сегодня школьники - среднее специальное или высшее?
Екатерина Митягина: - Судя по результатам наших опросов, более 60% учащихся хотели бы продолжить обучение в вузах. Когда же мы разговариваем с выпускниками высших учебных заведений, выясняется, что для большинства из них будущая профессия вообще не важна, главное - получить диплом. Он необходим для придания статуса, а какое образование, экономическое, юридическое, гуманитарное - всё равно. К сожалению, материальные ценности превалируют, и выпускник размышляет примерно так: чтобы зарабатывать больше, я должен окончить вуз. Стереотип, что диплом о высшем образовании, - это путёвка в жизнь, ещё сохранился, но на самом деле работают совершенно иные социальные лифты. И большинство вынуждено производить размен своей квалификации на состояние занятости. Образование остаётся невостребованным как таковое, главное - быть трудоустроенным.
- Не зря говорят, что каждый второй продавец на Центральном рынке имеет диплом о высшем образовании. Значит, студенты совсем не представляют ситуацию на рынке труда?
- Есть несоответствие мнений по поводу востребованности тех или иных профессий. Хотя есть и совпадения. К примеру, на 1-е место и выпускники, и работодатели ставят специалистов в сфере продаж и торговли. Но если первые, выбрав профессию, связанную с рекламой, ошибочно полагают, что будут заниматься творческими проектами, то вторым просто нужен тот, кто будет хорошо продавать товары и услуги. На 2-е место работодатели ставят IT-специалистов, инженеров и производственников. Среди наименее востребованных по-прежнему фигурируют специалисты гуманитарных и творческих профессий, экономисты и юристы. В этом позиции сторон почти совпадают - студенты дают представителям рабочих профессий и специалистам в области экономики чуть более высокую оценку. На юридический и экономический абитуриентов поступает не меньше, чем раньше, однако сейчас это в основном те, кому не удалось попасть на бюджетные места других факультетов.
Я бы в химики пошёл
- Девушки всё также мечтают стать моделями, или это уже немодно?
- Школьники демонстрируют прагматический подход к жизни. Профессия модели рассматривается, скорее, как хобби, чем как источник дохода. Девочки больше тяготеют к сфере экономики. Шоу-бизнес упоминают часто, но отмечают, что поступать в профильные вузы не будут. Удивительно, но популярность набирают профессии, связанные с естественными науками (биологией, химией) и с развитием науки и техники, в том числе IT- и нанотехнологиями.
Совершенно неожиданно наметилась новая тенденция: школьникам интересны профессии, связанные не столько с медициной, сколько с оздоровлением человека. Сюда можно отнести косметологов, фитнес-тренеров, массажистов, фармацевтов. Ребята рассуждают так: уровень жизни растёт, человек хочет жить долго и хорошо, и будут востребованы специалисты, которые смогут обеспечить ему такую жизнь. Хотелось бы понять, что на это повлияло.
- Много ли желающих работать в полиции или МЧС?
- Таких немного. Анализируя результаты исследований, мы регистрируем значительные колебания в изменении отношения к силовым структурам. Причём это зависит даже от того, кто на данный момент возглавляет областное управление внутренних дел. Конечно, влияют и реформы, происходящие в системе.
Любовь имеет значение
- Молодёжь прагматична во всём?
- Конечно, сказывается превалирование материального над духовным, но всё же такой подход рассматривается, скорее, как возможность устроить свою жизнь в будущем. У школьников среди нематериальных ценностей важнее всего любовь и дружба, у студентов - семья, здоровье. Любовные отношения в этом рейтинге занимают уже не первое место и соседствуют с возможностью самореализации, саморазвития, успешностью. Деньги, или как мы их обозначаем в вопросах, высокий доход - находятся в списке ценностей на 5-6 месте. И они важнее для юношей, чем для девушек.
- Представления о семье изменились?
- Для большинства респондентов семья - это два человека. Кровно-родственные связи отходят на второй план. Судите сами, где сейчас обычно встречаются все родственники? Либо на свадьбе, либо на похоронах.
И всё-таки, кто же он?
- Проводили ли вы опросы на тему, кто сегодня является примером для подражания для молодых?
- С такой формулировкой - нет. Но я писала диссертацию на тему «Референтные группы современной молодёжи» и могу сказать о некой закономерности. Так, в 1990-х, в период нестабильности общественного развития, привлекательными казались некие «крутые» - «новые русские». В 2000-е, когда ситуация несколько стабилизировалась, появилась ориентация на семью и прочие традиционные ценности. Сейчас общество снова лихорадит, и я считаю, что героями, образцами для подражания станут сильные личности, способные решать любые вопросы и проблемы. В том числе и за большие деньги.
Досье
Екатерина Митягина. Родилась 23 сентября 1982 г. в Кирове. Окончила филологический факультет ВятГГУ. В 2004 г. поступила на аспирантуру по специальности «социология» в Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. Через 2 года получила предложение возглавить социологическую лабораторию ВятГГУ. В 2007 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2009 г. является деканом факультета социальных технологий. Имеет степень доктора социологических наук. Мастер спорта по лыжным гонкам.