Примерное время чтения: 7 минут
4481

Поколение next. Что думает молодежь о работе, образовании и ценностях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. №9 02/03/2016

Подрастающему поколению всегда требовался образец для подражания, причём он мог быть как положительным, так и отрицательным. Так, мальчишки в СССР искренне хотели стать космонавтами, как Гагарин, и разведчиками, как Штирлиц. Но в играх отдавали предпочтение обаятельному злодею Фантомасу, а не комиссару полиции.

После перестройки, в эпоху гласности, приоритеты молодёжи резко поменялись. Путёвку в красивую и богатую жизнь можно было получить, став барменом или валютной проституткой. В «лихие» 1990-е в героях ходили бандиты и «новые русские». В начале 2000-х девушки мечтали о карьере моделей и певиц, парни о том, чтобы занять место президента какого-нибудь банка. А чего хочет нынешнее поколение next?

Несоответствие ожиданий

Елена Курбатова, АиФ: - Какое образование выбирают сегодня школьники - среднее специальное или высшее?

Екатерина Митягина: - Судя по результатам наших опросов, более 60% учащихся хотели бы продолжить обучение в вузах. Когда же мы разговариваем с выпускниками высших учебных заведений, выясняется, что для большинства из них будущая профессия вообще не важна, главное - получить диплом. Он необходим для придания статуса, а какое образование, экономическое, юридическое, гуманитарное - всё равно. К сожалению, материальные ценности превалируют, и выпускник размышляет примерно так: чтобы зарабатывать больше, я должен окончить вуз. Стереотип, что диплом о высшем образовании, - это путёвка в жизнь, ещё сохранился, но на самом деле работают совершенно иные социальные лифты. И большинство вынуждено производить размен своей квалификации на состояние занятости. Образование остаётся невостребованным как таковое, главное - быть трудоустроенным.

Молодые люди идут учиться дальше лишь для того, чтобы получить диплом. Однако многие все равно идут работать не по специальности.
Молодые люди идут учиться дальше лишь для того, чтобы получить диплом. Многие все равно идут работать не по специальности. Фото: АиФ/ Евгений Кузнецов

- Не зря говорят, что каждый второй продавец на Центральном рынке имеет диплом о высшем образовании. Значит, студенты совсем не представляют ситуацию на рынке труда?

- Есть несоответствие мнений по поводу востребованности тех или иных профессий. Хотя есть и совпадения. К примеру, на 1-е место и выпускники, и работодатели ставят специалистов в сфере продаж и торговли. Но если первые, выбрав профессию, связанную с рекламой, ошибочно полагают, что будут заниматься творческими проектами, то вторым просто нужен тот, кто будет хорошо продавать товары и услуги. На 2-е место работодатели ставят IT-специалистов, инженеров и производственников. Среди наименее востребованных по-прежнему фигурируют специалисты гуманитарных и творческих профессий, экономисты и юристы. В этом позиции сторон почти совпадают - студенты дают представителям рабочих профессий и специалистам в области экономики чуть более высокую оценку. На юридический и экономический абитуриентов поступает не меньше, чем раньше, однако сейчас это в основном те, кому не удалось попасть на бюджетные места других факультетов.

Я бы в химики пошёл

- Девушки всё также мечтают стать моделями, или это уже немодно?

- Школьники демонстрируют прагматический подход к жизни. Профессия модели рассматривается, скорее, как хобби, чем как источник дохода. Девочки больше тяготеют к сфере экономики. Шоу-бизнес упоминают часто, но отмечают, что поступать в профильные вузы не будут. Удивительно, но популярность набирают профессии, связанные с естественными науками (биологией, химией) и с развитием науки и техники, в том числе IT- и нанотехнологиями.

Совершенно неожиданно наметилась новая тенденция: школьникам интересны профессии, связанные не столько с медициной, сколько с оздоровлением человека. Сюда можно отнести косметологов, фитнес-тренеров, массажистов, фармацевтов. Ребята рассуждают так: уровень жизни растёт, человек хочет жить долго и хорошо, и будут востребованы специалисты, которые смогут обеспечить ему такую жизнь. Хотелось бы понять, что на это повлияло.

- Много ли желающих работать в полиции или МЧС?

- Таких немного. Анализируя результаты исследований, мы регистрируем значительные колебания в изменении отношения к силовым структурам. Причём это зависит даже от того, кто на данный момент возглавляет областное управление внутренних дел. Конечно, влияют и реформы, происходящие в системе.

Студенты начали проявлять интерес к естественным наукам.
Студенты начали проявлять интерес к естественным наукам. Фото: АиФ/ Григорий Белозеров

Любовь имеет значение

- Молодёжь прагматична во всём?

- Конечно, сказывается превалирование материального над духовным, но всё же такой подход рассматривается, скорее, как возможность устроить свою жизнь в будущем. У школьников среди нематериальных ценностей важнее всего любовь и дружба, у студентов - семья, здоровье. Любовные отношения в этом рейтинге занимают уже не первое место и соседствуют с возможностью самореализации, саморазвития, успешностью. Деньги, или как мы их обозначаем в вопросах, высокий доход - находятся в списке ценностей на 5-6 месте. И они важнее для юношей, чем для девушек.

- Представления о семье изменились?

- Для большинства респондентов семья - это два человека. Кровно-родственные связи отходят на второй план. Судите сами, где сейчас обычно встречаются все родственники? Либо на свадьбе, либо на похоронах.

И всё-таки, кто же он?

- Проводили ли вы опросы на тему, кто сегодня является примером для подражания для молодых?

- С такой формулировкой - нет. Но я писала диссертацию на тему «Референтные группы современной молодёжи» и могу сказать о некой закономерности. Так, в 1990-х, в период нестабильности общественного развития, привлекательными казались некие «крутые» - «новые русские». В 2000-е, когда ситуация несколько стабилизировалась, появилась ориентация на семью и прочие традиционные ценности. Сейчас общество снова лихорадит, и я считаю, что героями, образцами для подражания станут сильные личности, способные решать любые вопросы и проблемы. В том числе и за большие деньги.

Досье

Екатерина Митягина. Родилась 23 сентября 1982 г. в Кирове. Окончила филологический факультет ВятГГУ. В 2004 г. поступила на аспирантуру по специальности «социология» в Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. Через 2 года получила предложение возглавить социологическую лабораторию ВятГГУ. В 2007 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2009 г. является деканом факультета социальных технологий. Имеет степень доктора социологических наук. Мастер спорта по лыжным гонкам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах