У многих до сих пор вызывает недоумение словосочетание «вятское казачество». Однако в Кировской области уже многие годы живут и служат донские казаки, которых сходу и не узнаешь: они ходят на обычную работу и часто следят за правопорядком без шашек и лошадей.
Виктор Рябенко – родовой донской казак. По материнской линии его корни восходят к воинам, служившим под началом легендарного Матвея Платова, участника Отечественной войны 1812 года. Родители Виктора – из Ростова-на-Дону, а сам он появился на свет в Байконуре, где трудился его отец – военный строитель. Семья много помоталась по просторам нашей Родины, но всегда бережно хранила дух предков. А став атаманом Кировского городского казачьего общества, Виктор Николаевич продолжил объединять вокруг себя единомышленников.
«Случайных людей не держим»
Елена Курбатова, «АиФ-Киров»: Что вас привело в ряды казаков?
Виктор Рябенко: История моего рода. Точнее, я бы сказал - призвание и наследственность. Я чувствую потребность реализовать себя на поприще возрождения, сохранения и передачи нашим потомкам культурно-исторических и православных традиций казачества.
- Недавно принят закон «О развитии российского казачества на территории Кировской области». Для чего он нужен?
- Если коротко, то мы просто хотим взаимодействовать с властью по вопросам развития казачества в нашем регионе и помогать друг другу в этом. Также закон регулирует отдельные отношения, связанные с несением российским казачеством государственной или иной службы в Кировской области, определяет направления и формы государственной поддержки казачьих обществ.
- Какие цели у вашей организации и чем конкретно она занимается?
- Основные цели - возрождение культурно-исторических и православных традиций казачества, а также несение видов службы в различных сферах деятельности - их около 15. Это и взаимодействие с силовыми структурами, ДОСААФ, управлениями Росприроднадзора, Росводресурсов, Рослесхозом, Вятской епархией и другими ведомствами и организациями, заинтересованными в привлечении казаков.
Одно из главных направлений - военно-патриотическое воспитание молодёжи. У нас открылся первый и пока единственный на территории РФ кадетский класс казачьего войска и МЧС России. Так что направления нашей деятельности постоянно расширяются.
- Говорят, в ряды казаков может вступить любой? Сколько вас сейчас? Растёт ли интерес к вашей организации?
- Растёт, и это радует – мы только приветствуем пополнение наших рядов. Приоритетное право даём, конечно же, потомственным казакам. Но человек должен обязательно быть православным христианином, пройти испытательный срок, зарекомендовать себя с положительной стороны в наших мероприятиях, а также проникнуться духом казачества. Случайных людей держать не будем.
Но не стоит думать, что мы живём без телефонов и передвигаемся исключительно на лошадях. Мы - современные люди.
Конкретно в нашем казачьем обществе 120 человек. В целом, в области встанет в ряд не больше 250 человек с учётом всех общественных объединений казаков. Если кто-то из общественных атаманов утверждает, что у него более 1000 человек – это блеф. Давайте будем смотреть правде в глаза.
- На какие средства вы существуете?
- На взносы самих казаков и людей, которые нас поддерживают своими пожертвованиями. Деньги нам нужны как минимум для ведения расчётного счёта и оплату услуг бухгалтера и, конечно, на многое другое. А вот форму каждый заказывает сам: либо шьёт в ателье, либо покупает в казачьей лавке, например, в Москве.
С нагайкой, но без шашки
- Есть какой-то основной документ, регламентирующий жизнь казаков? Насколько в XXI веке удаётся соблюдать традиции?
- Основным документом является Кодекс чести казака. Конечно, что-то нам известно об укладе казачьей жизни из рассказов предков, книг, архивов. Но не стоит думать, что мы живём без телефонов и передвигаемся исключительно на лошадях. Мы - современные люди. Но наши ребята с большим удовольствием в свободное время увлекаются стрельбой, рукопашным боем, конным и другими видами спорта, а также пением и танцами.
- Когда-то за провинности казаков наказывали нагайкой. Сейчас такое практикуется?
- Нет, конечно! Но хочу направить запрос в полицию, можно ли использовать нагайку при охране общественного порядка. Оружием она не является, но всё же.
- Ну а шашка у вас есть?
- То, что у меня в кабинете, - сувенир. Отличается от настоящей степенью закалки стали и, конечно, ценой. Вообще, чем старше шашка и чем больше на ней, скажем так, крови, тем она дороже. Не вижу смысла в подобном приобретении, тем более на ношение холодного оружия нужно получать специальное разрешение и хранить его только в сейфе.
Всё дело в людях
- Я и раньше встречалась с казачьими атаманами, и меня неприятно поразило то, что каждый утверждал: я – правильный, а он – нет. Сейчас удалось добиться единства?
- Вопрос сложный, и он касается не только казачества. Всё дело в амбициях некоторых людей, которые выбрали себя атаманами, нацепили медальки, побрякушки, присвоили себе высокие чины. Смешно смотреть на вчерашнего урядника, а сегодня уже типа генерала! Таких граждан объединить и призвать к порядку сложно. Они пользуются тем, что к казачьему движению есть интерес, а для них главное - внимание и эпатаж. К сожалению, такие горе-атаманы бросают тень на всё казачество. Отсюда и пошли прозвища: «клоун» и «ряженый казак».
Казачество - это вера в Бога, это образ жизни, это патриотизм, это любовь к своей истории, забота о подрастающем поколении.
А говорить о том, кто правильный, реестровый или общественный казак, я бы не стал. Знаю многих общественников из других регионов, которые по своим заслугам дадут фору любому реестровому обществу. Всё дело в людях и их действиях! Поэтому я лично за объединение, так как нам делить нечего, но только с вменяемыми и грамотными людьми.
- В чём разница между реестровыми и общественными казаками?
- Деятельность реестровых казаков строго регламентирована законодательством РФ, чины присваиваются на государственном уровне - как в армии, а не по желанию. Награды могут быть только войсковые и ведомственные – от МВД, МЧС и т. д. Порядок присвоения длительный и требует заслуг. Медалей «С днём рождения», «За приятную беседу» и «За взятие Бастилии» мы не носим. Реестровые казаки официально взаимодействуют с госструктурами. Это будущий мобилизационный резерв министерства обороны и Росгвардии. На нас сейчас смотрят все - от мала до велика, поэтому ошибаться нам нельзя!
- Государство поддерживает казачье движение?
- Считаю, что мер поддержки более чем достаточно - надо просто грамотно ими пользоваться. Поступает много звонков из федеральных и муниципальных структур об оказании различных видов помощи организационного и методического плана. Постоянно подкидывают свежие идеи: знай только переваривай и воплощай в жизнь. А те, кто жалуются на невнимание к ним, ищут причины, а не возможности. Это их выбор, их жизнь. Не будем им мешать.
- Почему вообще важно возрождение казачества – для области и лично для Вас?
- Казачество - это вера в Бога, это образ жизни, это патриотизм, это любовь к своей истории, забота о подрастающем поколении. Мне непонятны нападки блогеров-анонимов, которые поливают нас грязью в своих комментариях. А что они сами сделали полезного в жизни не только для себя любимых? Стараюсь не обращать внимания на такую писанину.
И всегда положительно отношусь к тому, что казаки и казачки не только хорошие сотрудники на своей основной работе – часто вместе с семьями они принимают участие в наших мероприятиях, несут службу, увлекаются спортом, танцами, пением, рукоделием, земледелием, являя собой образцы достойных граждан своей страны и истинных христиан. Любо таким казакам!