Примерное время чтения: 8 минут
461

Удержать на краю. Как общественные воспитатели спасают «трудных подростков»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. №7 17/02/2016
В проекте были задействованы пять воспитателей и пять воспитанников.
В проекте были задействованы пять воспитателей и пять воспитанников. / Александр Байдин / Из личного архива

Это была странная по нынешним временам идея, от которых, по мнению некоторых, «веяло нафталином», как от вещей из бабушкиного сундука.

От имени и по поручению

Когда-то в СССР существовал институт общественных воспитателей – их образы встречаются в литературе и в кино того времени. Помните комедию «Неподдающиеся», где героине Надежды Румянцевой отдают на поруки двух шалопаев? Правда, они были совершеннолетними, но не в этом суть.

Наставниками могли быть рабочие, служащие, колхозники, учителя, военные, студенты, пенсионеры. Выбирали общественных воспитателей на общих собраниях трудовых коллективов или жильцов дома. Их миссия была почётной и ответственной – помочь родителям или тем, кто их заменял, вырастить из трудного подростка человека.

Сейчас таких людей, пожалуй, можно назвать волонтёрами, но сложно представить, что найдутся желающие добровольно взвалить на себя обязанности по воспитанию чужих детей – времена не те.

Вопреки стереотипам

«Когда я пришёл в совет молодёжи химкомбината, то понял, что здесь кипит работа: каждый предлагает свои идеи, уже реализует какие-то проекты или помогает другим, - вспоминает Александр Байдин из города Кирово-Чепецка. - А я не спортсмен, далёк от политики и не имею опыта в организации развлекательных мероприятий. И что мне делать?»

Ребята подсказали: вступай в ДНД.

«Стало интересно. Записался – понравилось, особенно общение с людьми: с одним поговорил, другому объяснил, третьего предупредил».

Слово, пожалуй, главное «оружие» дружинников: на задержание преступников их, конечно, не берут. Но если кто-то после беседы спросит: «А как записаться в ДНД?», это тоже результат.

Сашу поддержали друзья. Так незаметно сложилась команда единомышленников из 5 человек: трёх Александров - Иванишина, Байдина и Четвертных, Евгения Коновалова и Владислава Морозова.

Ребята получили возможность познакомиться с профессией пожарных.
Ребята получили возможность познакомиться с профессией пожарных. Фото: Из личного архива/ Александр Байдин

«Во время дежурств и общения с полицией и горожанами мы всё сильнее убеждались: большинство - адекватные и добропорядочные люди, но есть и такие, с которыми бесполезно разговаривать и что-то объяснять, а всё потому, что они с детства привыкли к грубости и антиобщественной жизни. Поэтому решили возродить идею перевоспитания трудных подростков и стать общественными воспитателями. Каким бы сложным и не осуществимым это не казалось - мы не сдались», - делится Александр.

«А вдруг не придут?»

В феврале 2014-го началась подготовка: предстояло заполнить массу бумаг и пройти согласование кандидатур наставников в различных ведомствах («Вспомнили даже, сколько раз я нарушил ПДД», - смеётся Александр). В июне случилось знакомство с подростками. Их было пять – по числу воспитателей. Все уже состояли на учёте в ПДН за воровство, мелкое хулиганство и появление в нетрезвом виде. Попались, можно сказать, по собственной глупости и потому, что не знали, чем себя занять. В семьях парней считали уже взрослыми и полагали, что нянчиться с ними нечего. А возраст как раз самый сложный – 15-16 лет.

«Поначалу мы не знали толком, как с ними общаться, - рассказывает Александр. – Оказалось, они не прожжённые уголовники, а обычные ребята. Именно таким и надо помогать – тем, кто чуть-чуть оступился. Чтобы не упали в пропасть. Больше всего мы боялись, что парни разок придут и больше не появятся. Но за три года такого не случилось ни разу».

Новоявленным наставникам предстояло выработать некую стратегию воспитания. Они решили: лучше всего действуют не нравоучения, а личный пример.

«Вроде мы сами недавно были подростками, но уже чего-то добились: у всех есть достойная работа, жильё, автомобили. Ребятам всё это тоже вполне доступно, только нужно выбрать правильную дорогу. Так что нотаций мы им не читали, скорее, размышляли о жизни, о профессиях, получении образования».

«Мы справились»

Нужно было чем-то занять подопечных. Экскурсиями, поездками, соревнованиями, походами в кино, вылазками на природу, общественно полезным трудом. Чтобы они увидели жизнь с разных сторон. Поддержку проекту – и моральную, и материальную - оказали многие предприятия и организации.

Подростки встречались с ветеранами Афгана, с сотрудниками пожарной части, побывали на хлебозаводе, молочном комбинате, заводе минеральных удобрений. Ребят свозили на пэйнтбол, в боулинг, в кино. Оказалось, некоторые впервые видели фильм в формате 3D.

В качестве трудотерапии наставники устроили субботник на остановке узкоколейки. Парни поначалу чувствовали себя неловко с мётлами и граблями в руках – не дай бог кто из знакомых увидит. Но смущение прошло, когда сошедшие с поезда люди поблагодарили подростков за уборку мусора. Возможно, таких слов, особенно от посторонних, они вообще никогда не слышали. Чем не повод для гордости?

Не обошлось и без трудовой практики.
Не обошлось и без трудовой практики. Фото: Из личного архива/ Александр Байдин

Александр Байдин и его друзья не пытались придумывать для воспитанников нечто «выдающееся». Всё было просто, разумно, в меру возможностей и главное – искренне.

«Не могу сказать, что мы стали друзьями, скорее, отношения по типу учитель – ученик. Но они стали доверительными, - отмечает Саша. – А ведь поначалу некоторые приходили на наши встречи с родителями, да и вообще из парней двух слов было не вытянуть. Мы всегда их поддержим, если нужно, но лезть в личную жизнь, конечно, не станем. Основной нашей задачей было то, чтобы подростков сняли с учёта, и они не совершили новых правонарушений. Мы справились. 27 января наша работа с ребятами завершилась. Большинству уже исполнилось 18 лет. Никто за 3 года больше не попал в поле зрение полиции. Все учатся. Двое через год закончат колледж по специальности автомеханик».

Продолжение следует?

Александр не отрицает: было обидно слышать от окружающих фразы типа «Зачем вам это надо?» и «Этим должны заниматься родители, полиция и администрация».

«А как же гражданский долг и личная инициатива? Отец учил меня, что нужно стремиться делать что-то хорошее и не ждать похвалы. Кстати, родители могут быть не у всех, у полиции много других проблем, администрация, конечно, проводит работу, но за всеми не уследишь. И, если мы помогли хотя бы нескольким подросткам сойти с опасной дороги, значит, всё было не напрасно».

По словам Байдина, желающих перенять их уникальный для нашего региона опыт не нашлось. И «спасибо» в свой адрес они слышали редко. Однако ни о чём не жалеют. А на вопрос, будет ли продолжение проекта, Александр пока затрудняется ответить: полгода назад в семье Байдиных родилась дочка и забот прибавилось. Зато некий «отцовский» опыт у него уже есть.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах