Примерное время чтения: 8 минут
1025

Неприкосновенные ценности. Инкассатор о профессиональных рисках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. №30 27/07/2016
Раньше ценности и деньги перевозили на лошадях, сейчас — на спецтранспорте: автомобильном, железнодорожном и воздушном.
Раньше ценности и деньги перевозили на лошадях, сейчас — на спецтранспорте: автомобильном, железнодорожном и воздушном. Российское объединение инкассации (РОСИНКАС)

Первого августа в России отмечают День инкассатора. Служба инкассации была создана еще в 1939 году, но по сей день мало кто реально представляет, что это за работа и кто же на ней трудится. Во Всероссийский День инкассатора приоткрываем завесу тайны.

Владимир Куцан в инкассаторы, как и многие его товарищи, пришел в 1990-е: на кировском машзаводе XX партсъезда в связи с разоружением начались сложности, и мужчине пришлось искать другую работу. Более чем за два десятка лет Владимир Иванович прошел путь от простого инкассатора до руководителя регионального управления службы. О своей работе он рассказал в интервью «АиФ-Киров».

В инкассаторы пойду

Юлия Ивакина, «АиФ-Киров»: Кого принимают в ряды инкассаторов?

Досье
Владимир Куцан родился 29 мая 1959 года в посёлке Соз Нагорского района Кировской области. Окончил Московский гуманитарно-экономический институт по специальности «Юриспруденция». В 1993 году пришёл работать инкассатором в Кировское областное управление инкассации. С 2010 по 2014 годы - замначальника Кировского областного управления инкассации «Росинкас». С 2014 года по настоящее время - начальник управления.
Владимир Куцан: Работа у нас исключительно мужская, она предполагает не только физические, но и моральные перегрузки. Поэтому принимаем людей, отслуживших в армии. У многих есть опыт службы в «горячих точках». На маршрутах бывает разное, поэтому инкассатор должен уметь находить выход из сложных ситуаций.

Профессия предполагает работу с людьми, поэтому общительность — ещё один важный критерий. Да и не приживаются у нас малообщительные люди: мы должны знать, чем человек дышит. Ситуации бывают разные, в том числе связанные с потерей ценностей. Нередко опасность скрывается и внутри организации.

Если для обычного человека сам звук выстрела вызывает стресс, то инкассаторы должны быть готовы ко всему. Поэтому в нашей службе смогут работать не все.

Средний возраст сотрудников - 38 лет. Есть и ветераны, отработавшие в системе более 20 лет. Многие трудятся здесь с начала 1990-х. Это тот костяк, который, невзирая на трудности, посвящает себя этому делу. Инкассатор не столько профессия, сколько образ жизни. Работа у нас сложная, график ненормированный. Трудиться иногда приходится круглые сутки, не взирая на любую непогоду. К счастью, сейчас спецтранспорт оборудован кондиционерами, в отличие от прежних лет. Наши ветераны рассказывают, что раньше ценности и деньги перевозили на лошадях.

Готовы ко всему

- Инкассаторы перевозят деньги и ценности. Устраиваете ли для сотрудников проверки на честность?

- Кандидаты проходят контроль по линии УМВД. Он заключается в анализе анкетных данных будущих сотрудников. Важное качество для них - стрессоустойчивость. Это естественно, поскольку наши ребята постоянно проходят специальную, физическую и огневую подготовку. Если для обычного человека сам звук выстрела вызывает стресс, то инкассаторы должны быть готовы ко всему. Поэтому в нашей службе смогут работать не все. Многие считают, что работа инкассатором связана с романтикой, но позже это мнение меняется. Здесь больше рутины и тяжёлой мужской работы. Поэтому остаются самые выносливые - те, кто осмысленно выбрал эту профессию и посвятил ей много лет. Некоторых приглашают работать в смежные структуры, с большим заработком, но не все на это идут. Не всегда деньги - главный показатель.

Инкассаторы регулярно проходят подготовку.
Инкассаторы регулярно проходят подготовку. Фото: АиФ/ Григорий Белозеров

- Чем еще, кроме перевозки ценностей, занимаются инкассаторы?

- Время не стоит на месте. От классической инкассации - перевозки денег и ценностей - мы переходим к более широкому спектру вопросов: пересчёт денежных средств, обслуживание банкоматов, охраняем места хранения ценностей. Нам доверяют организации, банки и учреждения разных форм собственности, бывают и частные заказы. Кроме того, мы осуществляем монтаж охранной и пожарной систем, а также их обслуживание, занимаемся ремонтом транспортных средств. Кроме того, кировское областное управление инкассации «РОСИНКАС» - единственный исполнитель госзаказа в России среди аналогичных организаций.

Риски застрахованы

- Расскажите о профессиональных рисках. Были в вашей практике случаи нападения на инкассаторов в Кирове?

- В Кирове, к примеру, нападений на инкассаторов не было. Чаще это происходит в городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, где много банков, а перевозками занимаются не всегда профессионалы. Профессиональные же инкассаторы вооружены и всегда готовы к защите. Еженедельно сотрудники проходят подготовку. У нас есть свой спортзал. Мы поощряем занятия спортом, как и участие в спортивных соревнованиях, регулярно участвуем в спартакиадах.

Есть риск потери ценностей, но работа с международными страховыми компаниями минимизирует их. В случае нападения, которое может повлечь утерю ценностей, организация можем единовременно выплатить 50 млн долларов США. Этот договор действует с 1997 года. Так что клиенты могут быть спокойны. Как говорится, скупой платит дважды. Считаем, лучше заранее предусмотреть возможные риски, чтобы в дальнейшем избежать проблем.

Инкассаторы
Инкассаторам известна лишь объявленная ценность, что внутри сумки, они не знают. Фото: Российское объединение инкассации (РОСИНКАС)

- Ситуация в стране непростая. Это как-то сказалось на вашей работе? Легче стали инкассаторские сумки?

- Маршруты остаются те же, а вот объем наличных стал меньше, соответственно, и сумки стали тоньше. К счастью, сейчас ситуация начинает выравниваться по сравнению с прошлым годом. В принципе, такая же картина сейчас по всей стране. Это просто надо пережить. Не первый раз у нас такое. Услуги инкассации всегда были и будут востребованы.

Знают, но не видят

- Какие ценности доводилось перевозить вам и вашим коллегам?

- Инкассаторы перевозят украшения, деньги и ценности. Как-то по заказу художественного музея перевозили картины в Третьяковскую галерею. Правда, каждая сумка опечатана. То, что внутри, для нас - табу. Инкассаторы относится к перевозимым ценностям, как к чужому имуществу. Деньги — те, что в кошельке. Нам известна лишь объявленная ценность, а что внутри, мы не знаем. Наша задача - доставить эту сумку до пункта назначения и сдать её адресату в целости и сохранности.

- Раньше инкассаторская сеть была раскинута по всем районам области. Сегодня что-то изменилось?

- Сейчас у нас два участка инкассации — в Кирове и Слободском, хотя работаем во всех районах Кировской области, а также за её пределами — по всей России. Иногда задания для наших инкассаторов поступают из других регионов. Мы перевозим ценности на автомобильном, железнодорожном и воздушном транспорте. Были ситуации, когда мы вылетали в Пермь и Екатеринбург.

В случае нападения, которое может повлечь утерю ценностей, организация можем единовременно выплатить 50 млн долларов США. Этот договор действует с 1997 года. Считаем, лучше заранее предусмотреть возможные риски, чтобы в дальнейшем избежать проблем.

Кузница кадров

- Часто принимаете новых сотрудников? Какие перспективы есть у молодых инкассаторов? Есть ли шансы дослужиться до чинов?

- Периодически инкассаторский штат расширяется. Это связано с новыми видами деятельности.

Сначала к нам приходят на службу инкассаторами. По истечении испытательного срока они сдают зачёт. Успешная сдача зачёта гарантирует повышение оклада. В дальнейшем, параллельно с продвижением по службе, оклады повышаются, а вместе с ними - и ответственность сотрудников. Все наши кадры мы вырастили сами. Получается, «Росинкас» - кузница кадров.

Справка

1 августа 1939 года в нашей стране была создана служба инкассации при Госбанке СССР. У этой службы богатая история. Необходимость транспортировки денег и ценностей появилась еще в IX веке. Тогда транспортировкой средств занимались или сами владельцы, или люди, которых для этого нанимали. Караваны всегда сопровождали вооружённые люди, готовые защищать ценности от грабителей.

Постепенно появилась необходимость в такой службе как инкассация, и в СССР её впервые официально утвердили.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах