Арсен Аркадьевич – личность неординарная: архитектор, поэт, художник, искусствовед, кандидат исторических наук. И, разумеется, страстный коллекционер с более, чем 40-летним стажем. О предмете своей страсти – старинной открытке – Мелитонян может говорить часами.
Казалось бы, что такого в этом прямоугольном кусочке картона? Он не так прост, как кажется. Мы привыкли к открыткам с яркими цветочками и милыми зверюшками, но изначально на них были совершенно иные изображения.
От коронации до революции
Елена Курбатова, АиФ: - Когда появились первые открытки?
Арсен Мелитонян: - В 1869 г. в Австро-Венгрии была изобретена почтовая карточка для корреспонденции - post card, как её называют во всём мире. Когда в 1872-м она появилась в России, то стала открытым письмом – в отличие от закрытого, которое вкладывали в конверт.
Открытка возникла в достаточно непростой для Европы период и была связана, в том числе, и с военным конфликтом между Германией и Францией. И на первой иллюстрированной открытке были изображены артиллеристы. Главное её отличие - в простоте почтового сообщения: чтобы отправить кому-то весточку, не нужно искать бумагу, конверт, марку, и в краткости – писали только самое важное. Тогда же был принят общемировой стандарт открытки – 10х15 см, который оставался неизменным долгое время.
- Новый способ общения пришёлся по душе?
- В отличие от Европы в России эти карточки издавало государство – управление почты и телеграфа. В 1894 г. ограничение сняли, и право печатать открытки получили и частные лица. Сразу появилось множество желающих издавать почтовые карточки, ведь они имели большие рекламные возможности и были интересны с коммерческой точки зрения. Общие тиражи доходили до сотен миллионов экземпляров. Но открытки были настолько востребованы, что их не хватало, хотя печатались они и в России, и в Швеции, и в Германии.
- А когда открытки стали предметом коллекционирования?
- Почти сразу же. Кто-то собирал виды городов, кто-то – репродукции живописных произведений, кто-то – поздравительные открытки (стоит отметить, что многие из них – фантастические работы выдающихся художников). Но обязательным условием для всех филокартистов стало одно: открытка должна пройти через почту.
- Многие изображения сегодня вызывают недоумение – как такое вообще могло появиться на открытках?
- Открытку можно смело назвать свидетелем эпохи. Не было ничего, что бы ни нашло отражения на почтовой карточке – от коронации до революции, от наводнений, ураганов, пожаров до боевых действий, от молебнов и визитов государя до манёвров русского флота. Не только практически все шедевры мировой культуры и все крупные города есть на открытках, но и множество небольших селений. С 1895 по 1917 год вся Россия была сфотографирована, причём выдающимися мастерами своего времени. Представляете объёмы этой работы? Сегодня практически любую тему можно проиллюстрировать с помощью открытки, включая, казалось бы, самые неподходящие – темы смерти, голода, разрухи, страданий. Мало кто знает, но в блокадном Ленинграде тоже издавались открытки. Открытка фиксировала всё. Она была и коммуникационным, и информационным средством, и очень персонифицированным, потому что люди оставляли на ней своё видение событий.
- Вы дали высокую оценку книге «Первая мировая война на старинной открытке» издательства «Крепостновъ». В чём же её особенность?
- Этот четырёхтомник – некий прорыв, потому что его цитируют сегодня крупнейшие учёные, исследователи Первой мировой войны, и в России, и за рубежом. Иллюстрации к книге стали полноценным источником информации по истории и культуре той эпохи. Без них невозможно представить себе ни ужасы войны, ни работу в тылу, ни те моменты, которые связаны с благотворительностью и милосердием. При работе над книгой было обработано около 60 тыс. открыток, из них 5,5 тыс. вошли в четырёхтомник. Представляете, какой это огромный труд!
Не в деньгах счастье
- Почему филокартия так популярна сегодня?
- У кого ещё, кроме филокартиста, есть возможность собрать в одном месте все произведения, хранящиеся в Третьяковской галерее, в Лувре, Эрмитаже? А ты можешь быть обладателем собственного музея. Кроме того, открытка - это прекрасный материал для изучения истории, культуры, искусства, для развития концентрации внимания.
- Коллекционировать открытки, наверное, дорогое удовольствие?
- Его могут позволить себе люди с различным уровнем достатка. Важно другое: оно формирует широкие горизонтальные связи. На только что прошедшем в Москве салоне «Старая бумага» мы встречались и со школьниками младших классов, которые собирают самые дешёвые открытки, и с крупными бизнесменами, в коллекциях которых - уникальные почтовые карточки, приобретённые на ведущих мировых аукционах.
Среди коллекционеров - деятели культуры, учителя, политики, священники, военные... Но мы не говорим друг с другом о профессиональных вопросах, а общаемся на тему общего увлечения, вне зависимости от статуса и социального положения. Я не могу запросто прийти к чиновнику и банкиру на приём и попросить решить какой-то вопрос, находящийся в его компетенции. Зато как коллекционер могу позвонить другому коллекционеру и спросить, есть ли у него такая-то открытка, и может ли он предоставить её для публикации. Это уже другой уровень отношений.
- Если представить себе некую карту городов, где развит данный вид коллекционирования, какое место на ней занял бы Киров?
- В Вятке на рубеже XIX и XX веков существовали крупные издательства открыток. Благодаря им сохранился большой объём иллюстрированных почтовых карточек, на которых запечатлен губернский город того времени: изображения улиц, церквей, дворянских и купеческих особняков. Благодаря изображениям на открытках можно проследить, как развивались электрификация вашего края, судоходство, торговля, ремёсла, как менялись жизнь и быт.
А ещё у вас открылся удивительный, единственный в России, основанный на постоянной экспозиции музей «Вятка на старинной открытке». Это великолепное начинание Валерия Крепостнова. Пока раскрыта одна тема, но, я уверен, учитывая размеры коллекции, которой обладает издательский дом «Крепостновъ», и грандиозные планы Союза филокартистов, стоит рассчитывать на нечто большее. Уже сейчас на базе музея можно организовывать различные мероприятия и с детьми, и с взрослыми.
Она не исчезнет
- Вы много говорите о прошлом открытки, а есть ли у неё будущее? Ведь на фоне развития современных технологий люди используют её всё реже.
- Помните, говорили: появилось кино – не будет театра, появилось видео – перестанут ходить в кино? Открытка останется, но будет трансформироваться. И в стране и мире достаточно много издательств, которые выпускают открытки. Да, они другие, но они есть: на любой вкус и кошелёк, традиционной и необычной формы, разного качества – от авторских до китчевых.
Безусловно, будущее открытки связано с рекламой. Это формат, к которому люди привыкли, потому что он понятен, удобен. И материал открытки гораздо качественнее, нежели у флаера.
Ещё одним современным течением можно считать пост-кроссинг. Вновь появилась мода посылать открытку из каждого города, где человек побывал, со словами «Привет из...»
Развивается мейл-арт, когда открытка издаётся малым тиражом или даже рисуется художником в единственном экземпляре, популярны виртуальные открытки. Безусловно, останется использование почтовых карточек для исследований и издания исторических книг.
- Через ваши руки прошли миллионы открыток. Остались ли ещё те, которые могут вас удивить?
- В отличие от марок, которые каталогизированы и учтены, открытки - это просто океан. До сих пор нахожу такие раритеты, которых никогда не видел. Ведь их издавали не только крупные российские и зарубежные издательства, но и торговые фирмы, магазины, фотоателье, где люди порой заказывали десяток или даже одну открытку. И лет через пятьдесят, сто они, возможно, попадут к какому-нибудь коллекционеру, который ещё больше удивится находке, чем современные филокартисты.
Досье
Арсен Мелитонян. Родился 6 сентября 1959 г. Член экспертного Совета по строительству, архитектуре и стройиндустрии Госдумы, член правления Союза литераторов России. Кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Московского гуманитарного университета.
Обладатель одной из крупнейших в Москве коллекций открыток. Член Международной федерации художников, творческого Союза художников России, Союза московских архитекторов. Автор более 50 публикаций об архитектуре, искусстве, культуре.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть