Армейские товарищи Загребина немало удивились, узнав о продолжении его карьеры. Но ещё в детстве вдохновлённый неожиданным вниманием великого Юрия Никулина Игорь заявил родным, что мечтает о цирковой профессии. Уж очень ему нравились униформисты в ливреях с аксельбантами и в штанах с лампасами. Сегодня этот эпизод Игорь Евгеньевич склонен рассматривать как знак судьбы, которая всё равно взяла своё.
От встречи до премьеры
Елена Курбатова, Аиф: - Когда предложили работать в цирке, не было сомнений?
Игорь Загребин: - А мне никто не предлагал – я сам пришёл (смеётся). Когда работал в УВД, каждый год мы проводили мероприятия для детей сотрудников, и я договаривался, чтобы им выделили бесплатные места на цирковые представления. Так познакомился с директором цирка Владимиром Воробьёвым, а когда почувствовал, что пора уходить со службы, пришёл к нему и спросил, нет ли вакантного места для хорошего человека? Он ответил: «Нет. А кто этот хороший человек?» - «Я». Тогда он предложил: «Ты походи к нам месяц-два каждые выходные, я тебе всё покажу и расскажу. Если понравится и ты нам подойдёшь, я тебя возьму». Так и получилось.
- Какими были первые впечатления?
- Сначала было тяжело - я не знал всей кухни. Коллектив удивительно быстро меня принял, а вот для того, чтобы понять всю специфику деятельности, мне понадобилось, наверное, года два. Когда пришёл работать, директор уехал на полгода в Китай, и многое пришлось постигать самому. Брал с собой блокнот, подходил к артистам, инспекторам манежа и всё записывал, вплоть до того, что и как называется. Как проводить репетиции, как запускать программу, как готовить рекламу – всё это предстояло понять.
- Сложно было наладить отношения с артистами?
- Мне сразу объяснили: общаться с артистами нужно только по-доброму. Работа у них трудная, серьёзная и опасная. На манеже они создают праздник, но их повседневная жизнь совсем другая – с постоянными разъездами, репетициями, с риском для жизни. В цирке нельзя воспользоваться фонограммой или видеозаписью – всё делается вживую. Я и своих сотрудников настраиваю на то, что необходимо создать для артистов максимально комфортные условия.

- Вы полностью отвечаете за подготовку представления?
- Мы встречаем артистов, разгружаем транспорт, размещаем людей и животных. Если программа сборная, я определяю, кто за кем выступает. Составляем график репетиций, во время которых «сбиваем» программу, регулируем свет, звук. Прежде чем состоится премьера, нужно так организовать рекламную кампанию, чтобы зритель пришёл. А поскольку цирк на самоокупаемости, выставить такую стоимость билета, чтобы заработать на зарплату артистам и штатным сотрудникам, на корм животным, на налоги, на содержание здания, на аренду транспорта и билеты на поезд, чтобы обеспечить отправку артистов в следующий город.
- Получается?
- Сложный вопрос. Чтобы уйти в ноль, зал на каждом представлении должен быть заполнен не менее чем наполовину. Пока ещё в цирк ходят, чтобы увидеть животных – ради этого взрослые приводят детей. Зрители знают, что они хотят получить. Всё должно быть красиво: и номера, и костюмы, и музыка. Тогда это будет шоу, и зритель примет на ура.
- Вы всегда присутствуете на премьере?
- Конечно! Это очень волнительный момент. Когда ты вместе с артистами шлифуешь каждый номер, а потом видишь результат – это здорово, аж мурашки по коже.
Кагор для слона
- Кто из четвероногих артистов самый привередливый?
- Такую градацию сложно провести. Но когда привозят морских котиков, бегемотов, дельфинов, мы устанавливаем для них бассейн, разводим в ней йодированную соль, чтобы максимально приблизить условия содержания животных к их естественной среде. В этом основная трудность. Сейчас, к примеру, у нас работают сивучи. Они едят красную рыбу, креветки, икру. Больше миллиона рублей в месяц уйдёт только на корма. Бывает, положен прикорм – его дают на репетициях, чтобы животное работало или в качестве поощрения. Например, медведи любят печенье и сгущёнку. Приобретаем и эти продукты.
- Слышала, что слонам зимой для сугрева положен чай с водкой.
- Когда мы переводим животное из тёплой фуры в другое помещение на холоде, происходит перепад температуры. В этом случае слону дают ведро воды и наливают в него 3-4 бутылки водки. Или просто поят кагором в чистом виде.

- За кулисами цирка, наверное, много интересного?
- Помню, выступала Ольга Борисова-старшая, дрессировщица. Она вышла в магазин, а служащие в этот момент состыковывали клетки с хищниками для репетиции. И вдруг лев вышел. Картина - как в фильме «Полосатый рейс»! Я оторопел, волосы дыбом: «Что делать?! Куда пойдёт зверь?» Перепуганные служители залезли на клетки, кричат ему: «Давай обратно!», лев нервничает, а я пытаюсь прикрыть все двери, чтобы он дальше не проник. Смотрю – по тёмному коридору идёт какая-то женщина. Я ей кричу: «Быстрее уходите!» Она выходит на свет, и я вижу, что это Ольга Борисова. Укротительница быстро загнала льва в клетку, но даже не знаю, чем бы закончилась эта история, не вернись артистка вовремя.
Заветная мечта
- Как решается вопрос о ремонте кировского цирка?
- В начале года «Росгосцирк» по конкурсу выбрал компанию, специалисты которой провели технический осмотр здания. Осмотрели всё – от подвала до купола, обследовали все коммуникации, оборудование. На основе обследования будет готовиться проектно-сметная документация.
- Что ждёт кировчан?
- Ремонт начнётся с фасада. Цирк полностью изменит свой облик. Мы уменьшим количество мест в зрительном зале, но поставим более удобные кресла и расширим проходы. Более современным станет манеж, установим новое звуковое и световое оборудование. Отремонтируем помещения для животных, фойе, заменим коммуникации, выведем туалеты из подвала на первый этаж. Если хватит средств, построим новую гостиницу. Я вижу цирк культурным центром – с музеем, творческими студиями, мастер-классами. Это моя заветная мечта. Когда действительно болеешь за своё дело – а я болею цирком – хочется видеть его другим.
- А сроки ремонта?
- По плану он должен начаться в 2016 году. Всё зависит от финансирования Минкультуры и компании «Росгосцирк».
- Чему вас научила работа в цирке?
- Наверное, верить в добро. Цирк – это доброе искусство. Всё-таки мы работаем для детей. И когда видишь, что они смеются, хохочут, что у них глаза горят от восторга, от удивления – это огромная радость для всех нас.
Досье
Игорь Загребин. Родился в Кирове 23 сентября 1959 г. в семье военного лётчика. После окончания школы поступил в Энгельское высшее зенитно-ракетное командное училище противовоздушной обороны. С 1980 по 1994 г. служил в 4-й отдельной Уральской армии ПВО. После демобилизации работал в УВД Кировской области. С 1999-го работает в цирке, с 2008 г. является его директором.