В чём разница?
В 2013 году в стране принят Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в дошкольном образовании, который в полную силу заработает с 1 января 2016-го. Так в чём же суть изменений?
«Сейчас требуются люди активные, инициативные, способные решать различные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, умеющие себя презентовать перед социумом, - говорит Елена Мешкова, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования института развития образования Кировской области. - Задача педагога – обеспечить условия успешной социализации ребёнка в обществе с учётом его индивидуальных особенностей. А для родителей, которые по факту являются нашими заказчиками, стандарт является гарантией качественного и современного образования».
В традиционной системе взаимодействие между ребёнком и взрослым основывалось на том, что один давал инструкции, а второй должен был их выполнять.
«Гуманистическая парадигма ставит в центр процесса ребёнка, - поясняет Елена Борисовна. - В первую очередь необходимо видеть его особенности, настроение, желания, склонности, интересы, и, исходя из этого, гибко строить образовательный процесс. В этом случае взрослый, скорее, старший товарищ или партнёр. Он не диктует, а организует деятельность, заинтересовывая и давая возможность проявить самостоятельность».
Как на практике?
Триединство дошкольного образования: обучение, воспитание и развитие – остаётся неизменным. Но всё должно происходить не через строгую форму занятий с детьми (фактически – маленькие уроки), а через деятельность.
«Среди специфических видов деятельности, обозначенных в стандарте, учебной деятельности нет. Она осуществляется через понятные детям формы: игру, рисование, конструирование, музицирование. Инициатива должна исходить от ребёнка, а педагог обязан создать такие условия, чтобы он захотел этим заниматься».
Иными словами говоря, если малыш не настроен сию минуту клеить аппликации или лепить из пластилина, то принуждать его нельзя – пусть сам определит, когда ему это нужно. Так и видишь, как часть ребят сидят за столом и усердно работают, а на заднем плане резвятся все остальные.
«При первом прочтении стандарта педагогам приходит на ум фраза «Анархия – мать порядка», - улыбается Елена Мешкова. - Самую большую сложность для них представляет сама организация процесса. Если ребёнок не хочет заниматься, что делать? Но воспитатель – специалист. Он должен знать ребёнка, понимать его, владеть психологическими и педагогическими приёмами и мотивировать детей на совершение какой-то деятельности. Для этого есть множество приёмов».
В старших группах вводятся обязательные образовательные занятия, например, по грамоте и счёту, так что в любом случае ребёнка к школе подготовят. Не просто дав ему определённый объём знаний, а научив самостоятельно принимать решения, ставить перед собой цели, добиваться результатов. Только в этом случае ребёнок будет успешен и в учёбе и в жизни. А начало всему – игра, несерьёзное, казалось бы, занятие.
«Счастье не зависит от того, отличает ли дошкольник куб от параллелепипеда. Ребёнок счастлив, потому что может играть с друзьями, весело проводить время. Одна из целей ФГОС - сохранение уникальности и ценности детства. Не надо превращать детский сад в маленькую школу».
Так ли будет?
В документе всё выглядит красиво. А что думают по его поводу воспитатели и родители?
«Поживём – увидим, - размышляет Ольга Берёзкина, воспитатель из п. Кильмезь с 34-летним стажем. - Мы работаем по новому стандарту второй год, так что понимание происходящего уже есть. Никуда мы от этого не денемся - время сейчас такое. Дети действительно проявляют больше творчества и самостоятельности. Если, к примеру, раньше я готовила всё необходимое для рисования, то сейчас ребята сами это делают. И они понимают, как важно выполнить всё правильно. Я работаю с подготовительной и старшей группами: мне проще, ведь у них есть обязательные занятия. Сложнее с детками поменьше – их надо ещё заинтересовать. Но умный, понимающий, знающий воспитатель с этим справится. Когда на курсах нам рассказывали про новые правила, в замешательстве была молодёжь – у них в глазах читалось: то ли остаться, то ли уволиться».
«У меня складывается впечатление, что рано или поздно мы придём к тому, что родители будут платить за дополнительные занятия для своих детей, - считает кировчанка Валентина Пономарёва. - Просто я с трудом представляю, чему может научиться ребёнок, который сегодня хочет чем-то заниматься, а завтра – нет. Зная о требованиях некоторых школ к будущим ученикам, не удивлюсь, если на подготовительные курсы туда придётся оформлять детей чуть ли не с пелёнок».