К сожалению, в сфере утилизации отходов 1-го и 2-го классов опасности действует «серый рынок». Предприятия, у которых образуются такие отходы, сдают их компаниям, имеющим соответствующую лицензию. Но затем они часто не отправляются на современные комплексы по переработке, а сваливаются и сливаются в овраги и леса. И государство сейчас пытается остановить возможную в таких условиях экологическую катастрофу.
Государство берёт под контроль
Эксперт президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, член общественного совета Минприроды России Елена Есина так объясняет основные причины накопления химических веществ в окружающей среде: «Современное производство вовлекает в хозяйственный оборот значительное количество химического вещества, ресурсные циклы которого не замкнуты, и, следовательно, имеют место значительные потери вещества в виде выбросов, сбросов и остатков сырья – отходов».
По её словам, тотальная химизация всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, сфер повседневной жизни, с одной стороны, и недостаточная модернизация производств – с другой, а также отсутствие надлежащего контроля за качеством и составом химических отходов – всё это приводит к тому, что «проблема их утилизации обретает новое звучание».
Именно поэтому в составе нацпроекта «Экология» появился федеральный проект «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами 1-го и 2-го классов опасности» – его реализация должна навести порядок в этой сфере. Предусмотрено создание общей для всей страны схемы обращения с опасными отходами, работу которой будет обеспечивать единый федеральный оператор. В схеме должны отражаться сведения об образовании отходов и объекты, на которых осуществляются их обработка, утилизация, обезвреживание и размещение.
«Участие государства в создании системы обращения с опасными отходами необходимо и должно осуществляться путём совершенствования инструментов государственного регулирования этой сферы деятельности, – считает председатель комиссии по экологии и природопользованию Общественной палаты Кировской области Тамара Ашихмина. – Необходимы лицензирование, нормирование, строгий учёт опасных отходов, прозрачная отчётность, усиление административной ответственности предприятий».
Ответственным за создание инфраструктуры обращения с опасными отходами назначено ФГУП «РосРАО» (входит в состав госкорпорации «Росатом»).
Полезные компоненты – в оборот
В рамках федерального проекта запланировано создание семи производственно-технических комплексов по обезвреживанию отходов 1-го и 2-го классов опасности, один из них планируется создать на базе объекта «Марадыковский», где производилось уничтожение химического оружия. Расположен он в пос. Мирный Оричевского района Кировской области.
То есть по факту работа по утилизации опасных отходов ведётся здесь давно, и с максимально опасными химическими отравляющими веществами уже справились.
Однако, как только появилась информация о том, что государство берёт сферу обращения с опасными отходами под свой контроль, «серый бизнес» Кировской области начал информационную войну против появления в Мирном современного комплекса. Отсутствие собственной востребованной в обществе повестки подтянуло к этой теме политические организации. И началась открытая кампания по запугиванию местных жителей «заводом смерти» и «вторым Чернобылем», хотя о переработке радиоактивных отходов речь не идёт.
Но какие же планы у РосРАО в Кировской области? Этот вопрос мы задали самой компании. Прежде всего, объяснили нам, стоит задача максимально возвращать полезные компоненты отходов в хозяйственный оборот. Для этого планируется применять наилучшие доступные технологии, как российские, так и зарубежные.
Анализ состава отходов 1-го и 2-го классов показал, что в них содержится значительное количество металлов, пластика, стекла, минеральных инертных сред, загрязнённых опасными химическими веществами. Всё это после очистки и обезвреживания может стать вторичным сырьём для промышленности.
Отделённые химические вещества будут подвергаться обезвреживанию и переработке, чтобы выделить технические продукты – например, ртуть, соединения металлов или неопасных для окружающей среды солей. Все они в промышленности используются достаточно широко.
Какие конкретно технологические решения будут применяться на «Марадыковском», РосРАО обещает представить уже в сентябре.
Открытость и безопасность
Насколько безопасным будет производство? Этот вопрос, конечно, больше всего волнует местных жителей.
По заверениям представителей РосРАО, новый комплекс, как и бывший завод по уничтожению химического оружия, оснастят мощными многоуровневыми системами безопасности и экологического мониторинга. Контроль за чистотой выбросов и сбросов, за соответствием оборудования и очистных систем экологическим и техническим нормативам будет строгим, а воздействие на окружающую среду оцениваться регулярно.
Рядом с производственно-техническим комплексом планируется вести постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха, почвы, природной воды, снежного покрова, донных отложений. Всё это позволит полностью исключить негативное воздействие на окружающую среду. И в этих вопросах предприятие будет абсолютно прозрачно для общества.
И хотя в Мирном планируется всего лишь перепрофилировать готовую инфраструктуру, оставшуюся после уничтожения химического оружия, а не строить новое производство, общественные слушания по поводу «Марадыковского» всё равно будут. Обязательные по закону официальные общественные обсуждения объекта запланированы на 2020 год – после разработки проекта. Однако РосРАО по собственной инициативе проведёт ещё и предпроектные слушания.
«Кроме предусмотренных законом процедур мы планируем обсудить с общественностью региона технические решения и на предпроектной стадии, – заверил 1-й заместитель генерального директора РосРАО Максим Корольков. – Проект обязательно пройдёт не только Государственную экологическую экспертизу, но и общественную экологическую экспертизу».
К тому же, по его словам, для жителей будет организована работа общественных приёмных и «горячей линии».
Останутся ли частные операторы?
Ну а что остаётся бизнесу, если государство берёт сферу обращения с опасными отходами под свой контроль? Могут ли их утилизировать коммерческие предприятия?
Как разъяснили нам в РосРАО, создаваемая в стране система по обращению с отходами 1-го и 2-го классов опасности предполагает не только передачу отходов федеральному оператору, но и возможность их самостоятельной обработки и утилизации предприятиями при наличии у них соответствующей лицензии на этот вид деятельности. То есть предприятия, которые раньше сами обезвреживали и размещали опасные отходы, смогут продолжать это делать. А лицензированные организации, зарекомендовавшие себя добросовестными партнёрами, также останутся и будут операторами по обращению с отходами 1-го и 2-го классов.
«Если частный бизнес создаёт предприятия, где образуются промышленные отходы, он должен планировать не только извлечение прибыли, но и способы утилизации и обезвреживания образуемых опасных отходов», – полагает Тамара Ашихмина.
Вопросов по поводу выстраиваемой системы обращения с отходами и новому производственно-техническому комплексу в пос. Мирный, конечно, много – как бывает всегда, когда затевается что-то новое. Путь предстоит длинный, но, по мере того как будет оставаться позади тот или иной его участок, их будет становиться всё меньше.