15-26 апреля в Институте химии и экологии ВятГУ проходил интенсив по проектной деятельности для первокурсников. Одним из созданных проектов стал «Пешеходный патруль», инициированный кафедрой географии и методики обучения географии. В роли наставников выступили студенты-географы 3 курса Александр Крысов, Анна Маркина и Юлия Максимова, а также будущий эколог четверокурсник Сергей Русских. Экспертом проекта явился доцент кафедры к.г.н. Алексей Матушкин. Алексей Сергеевич пояснил:
Проект «Пешеходный патруль» призван решить насущную проблему города Кирова – разбитые тротуары, а во многих случаях – их отсутствие. Для студентов эта тема особенно близка: каждый день они совершают пешие прогулки. Неэстетичный вид города и грязные ботинки – это самые безобидные спутники пешехода. Неровности тротуарного покрытия увеличивают риск порчи обуви и получения травм. Идея проекта вполне географична – приблизить решение проблемы плохих тротуаров при помощи электронной карты состояния пешеходных зон. Именно это было основным условием для студентов. Какой именно продукт должен получиться на выходе, самостоятельно решала каждая команда.
В итоге, рассказал А.С. Матушкин, каждая из 4 команд, работавших над проектом, привнесла что-то свое, абсолютно новое и уникальное. Все предсказуемо сосредоточили свои усилия на разработке концепта картографического приложения для телефона, испытывая влияние веяния времени. Однако у одних приложение прокладывало оптимальный маршрут из точки А в точку Б, у других – позволяло автоматически отправлять жалобы на дефекты покрытия в городскую администрацию. Одна из команд сосредоточила внимание на травмоопасных участках и создании игрового приложения для их регистрации. Наконец, была команда, которая работала над созданием приложения, демонстрирующего возможность (либо ее отсутствие) использования тротуара для различных видов передвижения по нему: на каблуках, велосипеде, роликах.
В ходе реализации проекта решались и образовательные задачи. Александр Матушкин подчеркнул:
Никогда ранее я не встречал у студентов такого сильного рвения и желания разобраться в сложном геоинформационном ПО! Для достижения командного результата первокурсники пробовали, ошибались, сидели на профессиональных форумах, консультировались со мной и в итоге в сжатые сроки освоили многие ключевые операции по созданию электронных карт в ГИС. При помощи GPS-картографирования дефектов тротуарного покрытия ребята научились добывать первичную полевую геоинформацию. Все эти знания, умения и навыки обязательно пригодятся им на старших курсах.
За две недели студенты 1 курса по-настоящему втянулись в проблему, научились оценивать состояние тротуаров, получили опыт работы в геоинформационном ПО. И это только начало пути! Сейчас стоит задача по доработке концепта приложения с последующим выходом на программирование прототипа и его тестовое использование.