«Внук очень любит конструировать и мечтает собрать настоящего робота. Слышала, что в нашем городе есть центр, в котором школьники этим занимаются. Можете ли вы рассказать об этом подробнее?» - написали нам в редакцию. А мы выяснили, какими достижениями могут похвастаться наши ребята, занимающиеся созданием роботов.
Собирали пылесос, а вышел аватар
Для тех, кто не знает: 21 апреля родился знаменитый русский механик, инженер и изобретатель Иван Кулибин, чьим именем сегодня называют талантливых мастеров. Создателя карманных часов, лифта, велоавтомобиля и множества других машин и механизмов наверняка были бы интересны технологии XXI века.
В каком-то смысле преемниками Кулибина можно назвать студентов, занимающихся в Центре робототехники и мехатроники Вятского государственного университета. В январе ребята представили публике своё новое изобретение - робота-аватара. Он позволяет обеспечить удалённое присутствие оператора в том месте, где его нет, например, на лекциях, собраниях, совещаниях. Это устройство может быть незаменимо, если человек болен или находится в командировке.
Робот оснащен видеокамерой, динамиками, микрофоном. С их помощью оператор может видеть и слышать всё, что происходит, общаться с окружающими людьми, перемещаться по ровной поверхности, видеть предметы. Робот поворачивается вокруг своей оси, поднимает и опускает голову. В зависимости от поставленной задачи он способен выполнять функции промоутера, консультанта, экскурсовода, гида, охранника и т. д. Любопытно, но поначалу ребята хотели собрать робот-пылесос.
Научные диковинки, как сказали бы во времена Кулибина, кировчане видели уже не раз. Так, премьеру фильма «Трансформеры» в одном из кинотеатров предваряло выступление робота-барабанщика, а во время фестиваля науки, который ежегодно проводится в университете, можно было наблюдать роботобой.
Путь в кибергении
В Центре робототехники и мехатроники проходят вечерние занятия со школьниками. В кружок может записаться любой желающий, начиная с 3 класса. Особых навыков и знаний не требуется: главное - увлекаться конструированием и точными науками. Школьники работают в парах, и на каждую приходится ноутбук и конструктор. Обучение ведётся по принципу от простого к сложному: на примере готовых роботов ребята со временем учатся самостоятельно конструировать и моделировать. Наставники первым делом объясняют, что, как и почему работает? В этом им помогают студенты, обучающиеся по специальности «Мехатроника и робототехника». Для них это и учебная практика, и возможность саморазвития.
- Робототехника интересна тем, что представляет своеобразную смесь конструирования и программирования. То есть наглядно видно, работает или нет то, что ты придумал, - рассуждает Иван Шураков, студент 2 курса ФАВТ ВятГУ, руководитель кружка. – Когда нас попросили помочь проводить кружки для школьников, я сразу согласился. Никого не заставляли, ведь если тебе неинтересно, не будет интереса и у детей. Группы у нас попадаются шумные, но мы стараемся через шутку, по-дружески объяснить и помочь разобраться с трудными вопросами.
- Папа сказал мне, что сейчас в программистах нуждается каждая страна, поэтому я и пришёл в кружок, - поделился четвероклассник Егор Баранов. - Мы с соседом уже сконструировали большого робота, который поднимает предметы. В зависимости от датчиков он может поднять бутылку, отвёртку, коробки, но не тяжёлые. Ещё мне хочется изобрести что-то необычное. Например, накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне я задумался, а не создать ли лёгкого робота, который собирал бы металл с поля боя? Ведь столько его пропадает зря.
Сегодня и завтра
Студенты помогают младшим товарищам готовиться к различным конкурсам, и сами в них участвуют. Выгода здесь двойная: во-первых, возможность заявить о себе, во-вторых, выиграть грант на развитие центра.
- Наши студенты скоро получат патент на робота-уборщика. Аналогичные устройства уже есть, но мы улучшили механизм. Роботы-уборщики могут за короткое время убрать помещение, не мешая друг другу и не сталкиваясь. Это наше ноу-хау, – рассказал Сергей Мокрушин, заведующий лабораторией Центра робототехники и мехатроники.
Удалось приобрести робота-промоутера со встроенным планшетом, где отражаются эмоции человека, и робота-андроида «NAO», который может говорить, ощущать состав предмета, узнавать человека и имитировать его движения. Это чудо техники стоит 350 тыс. рублей и является редкостью для России.
Сергей Мокрушин признаётся: хотелось бы изучать летающих и подводных роботов. Но это в перспективе.