Примерное время чтения: 8 минут
913

На одном языке. Как детский театр дает веру в чудо и учит импровизировать

Елена Копосова / Из личного архива

Герой оскароносного фильма сказал: «Театра скоро не будет, одно сплошное телевидение». Прошло 40 лет после фильма, но театр жив. О детском театре и о детях, которые предпочли этот вид искусства, мы поговорили с руководителем студии «Миниатюра» Еленой Копосовой.

Вера в чудо

Петр Максимов, «АиФ-Киров»: Елена Витальевна, задам сразу «глобальный» вопрос. Скажите, зачем детям театр?

Елена Копосова: Он необходим для того, чтобы ребенок верил в чудо и сказку. Он развивает, воспитывает и может дать ребенку все, что развивает его эмоциональную сторону.

Елена уверена, что театр зажигает в детях веру в чудо.
Елена уверена, что театр зажигает в детях веру в чудо. Фото: Из личного архива/ Елена Копосова

- На ваш взгляд, во сколько лет можно знакомить свое чадо с театром?

- Думаю, что в два года вполне можно. Начинать, конечно, лучше с кукольного театра. Это должен быть спектакль с простым сюжетом. И обязательно обсудите с малышом, что он понял, что он видел.

- А когда стоит ребенка вести заниматься в театральную студию, когда его выводить на сцену?

- Все чаще к нам ведут и четырехлетних детишек. Буду откровенной, не всегда это на пользу. Мне кажется, что лучше приводить в студию после пяти лет: дети становятся более восприимчивыми, им проще объяснить, что же мы от них хотим. Плюс в этом возрасте мы можем говорить на одном языке.

При этом мы не ставим конкретных возрастных ограничений. Семилеткам мы помогаем раскрыть все их таланты и просто даем радоваться, подросткам в 11-12 необходимо себя проявлять, почувствовать себя лидером, и мы в этом им помогаем. Бывает, и 14-летние приходят. Им нужно дать понять, что они замечательные, у них много способностей. Многие приходят зажатыми и стеснительными, но после того, как мы начинаем работать, все это улетучивается.

- Наверное, каждый родитель ваших «воспитанников» мечтает о том, чтобы их чадо стало знаменитым артистом. Вы, конечно же, понимаете, что это один шанс из миллиона. И все-таки, чем полезна театральная студия?

- Обычная школа – это знания, спортивные секции – это физическое развитие, театральная студия – это эмоции. А эмоции – это праздник. Мы делаем внутренний мир ребенка более богатым, учим его воображать, фантазировать, импровизировать.

Дети – как пластилин. Берешь этот пластилин и начинаешь лепить из него что-то прекрасное. А потом мы, преподаватели, радуемся: «Какой ты замечательный, какой ты молодец!»

- Вы показываете свои мюзиклы и другим детям. А удерживать внимание детей очень сложно. Как вам это удается?

- На самом деле секрет прост: детям должно быть интересно. Постановка должна быть яркая и нести смысл. Разумеется, на сцене должны быть хорошие актеры.  Иначе зритель не  поверит в то, что мы хотим донести.

В ребенка надо верить

- «Миниатюра» - коллектив с историей, вам скоро исполнится 10 лет. А как все начиналось?

- 10 лет назад пришла в детскую филармонию и предложила: «Давайте я создам детскую театральную студию». У них даже вакансии такой не было, но в меня поверили. Я стала приглашать в тогда еще безымянную студию ребят из разных школ, они приводили своих друзей – так собирался первый коллектив, всего 11 человек. Появилось имя – «Миниатюра» которое за эти годы стало родным. Мы показывали короткие сценки, выступали в качестве ведущих.

Мы делаем внутренний мир ребенка более богатым, учим его воображать, фантазировать, импровизировать.

Коллектив постепенно рос, а я все время думала, что надо искать что-то свое. Такое, чего не было в городе. Мы придумали киножурнал в стиле «Ералаш» - проект, которым горжусь. А затем  решила поставить мюзикл. Первый опыт стал удачным: с первым же спектаклем мы не только имели успех в городе, но и победили на театральном фестивале в Сызрани.

Потом появились другие мюзиклы и сейчас в репертуаре нашего театра уже несколько спектаклей, в том числе, и драматический.

- Можно о нем немного подробнее?

- Мы с ребятами поставили спектакль «А зори здесь тихие», который очень берет за живое. Наши артистки – 13-14-летние девчонки – сумели очень правильно вжиться в роли. Им удалось передать весь драматизм спектакля.  Нас хвалили на конкурсах, говорили: «Вы очень рисковали, когда брали этот спектакль, мы же могли вас в пух и прах разнести. Но в итоге вы победили!».

- А недавно некоторые участники сменили театральную сцену на съемочную площадку…

- Участие в съемках художественного фильма «Временные трудности» стало настоящим событием для нашего коллектива. Фильм о мальчике с ДЦП. Для фильма нужны были одноклассники, соседи, хулиганы и т.д. Организаторы обратились с призывом в кировские студии. И каким-то чудом и волшебством практически все дети, которых мы предложили, прошли кастинг и стали киноактерами. Для нас это просто огромный опыт! Я горда и рада за ребятишек. Сейчас мы с нетерпением ждем премьеры.

- Задам вопрос, наверняка волнующий родителей, которые хотят привести к вам своих детей: «Как понять, что у моего сына или дочки хватает таланта, чтобы к вам попасть? Сюда же только талантливых берут…»

- Это совсем не так. Наша задача не только «дать дорогу талантливым», но и научить тех, кто на старте ничего не умеет. Я совершенно уверена: каждый ребенок талантлив, надо только помочь этому таланту раскрыться. И я не понимаю родителей, которые говорят: «Он у меня какой-то никакой, у него не получается…» В ребенка надо верить всегда!

- А что такое занятия в театральной студии? Это же не только работа над спектаклями.

- Занятия включают в себя актерские тренинги, уроки вокала, хореографии и многое другое.

- В чем главная цель театральной студии: поставить качественный спектакль или добиться творческого роста тех, кто занимается?

- В приоритете, безусловно, ребенок. Даже если он не станет звездой сцены, главное, как известно, чтоб человек был хорошийю А то, чему он научится у нас, ему обязательно пригодится в жизни.

Подчеркну, качество спектакля при этом не менее важно, потому что мы  и руководители, и артисты – отвечаем перед зрителем за то, что показываем.

- Когда к вам приводят малыша, вы сразу понимаете, что из него получится?

- На самом деле нет. Много раз уже убеждалась в этом. Приводят к нам скромника, а он потом так  раскрывается! Бывает и наоборот: старт хороший, но развить талант не получается…

- Вы успешно представляете наш город на различных фестивалях.

- Да, только за последний год нам удалось съездить на фестивали в Пермь и Екатеринбург, откуда мы привезли множество побед в различных номинациях. Но на обсуждениях члены жюри так умеют пощекотать нервы! Придираются буквально ко всему. Например, обсуждая наш мюзикл «Маугли», говорили: «Как же так, вы почему всех передружили? У вас получилась история о любви, причем о любви взрослой. Почему перед уходом Балу взял перо, сказал «Маугли, я достал его для тебя!», воткнул его себе в голову и ушел, виляя попой»? Мы-то это просто для смеха сделали, а жюри некую подоплеку увидело. Но на самом деле, с пониманием отношусь к таким замечаниям. Они помогают нам, постановщикам, тщательно продумывать каждое действие, которое совершается на сцене.

- А курьезы какие-то происходят во время спектакля?

- Как бы я ни боролась - у нас постоянно происходит путаница с костюмами. То одного не хватает, то другого, приходится выкручиваться на ходу. Например, как-то после концерта я узнала, что одна из девочек забыла дома юбку. На выступление юбку сняли с другой девчонки, гораздо более крупной. Поэтому и юбка была на несколько размеров больше. Так что ее… примотали к девчонке скотчем. Но сделали это так мастерски, что я даже не заметила.

- Каковы ваши планы на сезон?

- У нас есть интересная задумка: мы никогда не пробовали ставить классическое произведение в формате мюзикла. Что это именно будет,  пока не открою, все еще только на стадии идеи. Еще у нас планируется премьера мюзикла «Мама». Если всё получится, то этот спектакль мы свозим на конкурс. Этот год для нас юбилейный, нам 10 лет, поэтому будем готовить большой праздничный концерт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах