Всплеск интереса к этой теме вызвало решение областной прокуратуры, которая решила направить в арбитражный суд требование о признании договора на право размещения этого объекта недействительным.
Правде в глаза
Действительно, не все были согласны с идеей установки колеса на центральной площади города. Но посмотрим правде в глаза: число сторонников проекта «Вятский променад», частью которого является колесо обозрения, исчисляется тысячами, число противников — десятками.
Глава администрации города Александр Перескоков провёл согласованную с главой города Владимиром Быковым встречу с инициатором проекта «Вятский променад», известным вятским меценатом, депутатом областного Законодательного собрания Валерием Крепостновым.
Вопрос об установке "Колеса обозрения" на Театральной площади ранее неоднократно обсуждался в ходе различных встреч руководства города с общественностью. Мнения горожан о месте установки аттракциона разделились: высказывались как мнения "за", так и "против". По этой причине было принято решение о проведении общественного обсуждения этого, получившего столь широкий общественный резонанс вопроса. Однако, в связи с поступившим в Арбитражный суд иском прокуратуры, стало более целесообразным провести общественное обсуждение после рассмотрения данного вопроса в судебных инстанциях. Это обстоятельство и явилось главной темой разговора в ходе встречи главы администрации города с Валерием Крепостновым.
По итогам встречи Александр Перескоков дал поручение теруправлениям приступить к проработке вопроса по альтернативным вариантам установки готового к монтажу аттракциона "Колесо обозрения", являющегося частью проекта "Вятский променад".
Напомним, что проект «Вятский променад» представляет собой пешеходный маршрут, который свяжет воедино более двух десятков объектов, имеющих историческую и культурную ценность. Сегодня мы продолжим пешеходный маршрут по улице Спасской, где расположена большая часть этих объектов.
И в кино, и на концерт
Начнём нашу сегодняшнюю экскурсию мы со здания, которого уже нет, но в истории нашего города оно оставило яркий след.
На самом деле, первым «стационарным» кинотеатром в Вятке был «Прогресс», который находился в Александровском саду. С 1908 года в нём проходили регулярные сеансы синематографа. Однако в памяти народной первым кинотеатром всегда был «Колизей». Нет, не тот красавец кинотеатр напротив ЦУМа. До 1980-х годов между почтамтом и перекрестком улиц Дрелевского и Карла Маркса (Спасской и Владимирской), несколько в глубине квартала, стояло здание вятского кинотеатра «Колизей», торжественное открытие которого состоялось 10 августа 1913 года.
Кино пользовалось зрительским интересом всегда, а потому и кинотеатр был немаленький: 484 зрительских места. Внешне здание было простым – большой деревянный сруб с двумя башенками на крыше, несколько балконов и окна, украшенные наличниками. С улицы проход к кинотеатру украшала деревянная арка с вывеской и афишами (сейчас примерно так выглядит вход в кинотеатр «Смена», только арка у него кирпичная).
А внутри кинотеатр был оформлен богато. Красота эта, правда, просуществовала недолго: богатое убранство после революции «экспроприировали у экспроприаторов». При кинотеатре была даже собственная электростанция с нефтяным двигателем.
Просуществовал кинотеатр более полувека: последний сеанс состоялся 31 декабря 1978 года. И все эти годы он не пустовал: любимые фильмы кировчане смотрели по много раз. Люди постарше наверняка помнят, что киносеансы предваряли выступлениями артистов и музыкантов. Играли джазовые оркестры, исполняли песни эстрадные артисты, устраивали небольшие представления артисты лёгкого жанра.
В годы войны в здании кинотеатра помещался один из цехов эвакуированного в Киров Коломенского паровозостроительного завода, затем - городской дворец пионеров. Кинотеатр открылся вновь в мае 1946 года.
В 1980-е годы на улице Воровского, напротив ЦУМа, решили построить новый кинотеатр. О старом «Колизее» в городе отлично помнили, поэтому новому кинотеатру дали это же имя.
Наследие великих земляков
Мысль о создании в Вятке музея возникла у местных художников в конце ХIХ века. Но лишь 28 августа 1909 г. Аркадий Васнецов сообщил о желании своих именитых братьев, художников Виктора и Аполлинария Васнецовых, устроить в Вятке картинную галерею и передать ей свои произведения. Наши великие земляки пообещали оказать содействие в приобретении работ других мастеров искусства. Началась сложнейшая организационная работа. 5 декабря 1910 года торжественно открылся Вятский художественно-исторический музей, который стал первым музеем подобного плана на всём севере и северо-востоке России.
Разместился музей в помещении бывшего книжного склада на улице Владимирской. Правда, под экспозицию музей получил всего лишь одну комнату. Впрочем, и этого скромного помещения он вскоре лишился и в 1912 году вынужден был переехать в дом купца Клобукова на углу улиц Спасской и Спенчинской, где и находился до 1918 года.
После революции положение изменилось к лучшему: музей стал самостоятельным учреждением, получил средства на зарплату сотрудников, закупку произведений искусства, новое оборудование. Изменилось и название: теперь это был Губернский музей искусства и старины. А чуть позже музею предоставили старинный особняк Репина в центре города.
Зданию этому сейчас уже более двух веков: его в 1815 году для купца Ильи Репина построил архитектор Михаил Анисимов. Проект Анисимов придумал не сам, а взял из альбома петербургского архитектора Василия Стасова, но переработал его на свой манер. В итоге, особняк получился площадью 910 квадратных метров. Архитектор адаптировал «образец», так сказать, под «вятские масштабы».
В 1871 году вятский меценат Яков Прозоров приобрёл это здание и пожертвовал его для «призрения детей бедных горожан», а в 1895 году отдал здание в аренду управлению строительством железных дорог. Как известно, в этом знаменательном для нашего города году царь подписал указ о строительстве дороги от Перми до Котласа через Вятку.
Особняк «служил» железной дороге до революции, а в начале 1919 года здесь открылся музей искусства и старины, позднее переименованный в художественный.
В первой половине апреля 1919 года, в связи с приближением к Вятке войск Колчака, экспозицию музея закрыли, картины сняли с подрамников, упаковали их в сколоченные из сырых досок ящики. Ещё чуть-чуть и отправились бы наши музейные сокровища в Вологду. А вернулись бы они обратно — неизвестно. Но из Москвы пришли две срочные телеграммы, подписанные Троцким, с требованием остановить эвакуацию музеев, библиотек и других художественных учреждений.
Через полгода музей закрыли вновь. Но осенью 1919 года в Вятской губернии разразилась эпидемия сыпного тифа и особняк отдали под госпиталь. Экспозицию упаковали и перевезли на хранение в другое здание. И только летом 1920-го музею возвратили его прежнее помещение. В октябре того же года после вновь проведённого ремонта его залы, как и раньше, стали принимать любителей искусства. Музей процветал и уже тогда имел в своей экспозиции уникальные произведения.
Впрочем, это было не последнее закрытие музея. В годы Великой Отечественной войны экспонаты музея снова переехали на хранение в другое помещения, а в особняке во второй раз разместился госпиталь. Кстати, штат музея сократили тогда до двух человек: хранителя и уборщика. Едва кончилась война, как музей стали восстанавливать. 5 ноября 1945 года он вновь открылся для посетителей.
В 1980-е годы было решено построить другое здание музея. Что и говорить, время было непростое, финансово тяжёлое, а потому строительство шло дольше, чем сначала планировали. И всё же в 1992 году произошло долгожданное событие – открылось новое мраморное здание музея, сооружённое по проекту кировских архитекторов Виталия Борцова и Виктора Кропачева. Тогда же на площадке, соединяющей старое и новое здания, установили бронзовый памятник братьям В.М. и А.М. Васнецовым работы скульптора Юрия Орехова.