Примерное время чтения: 7 минут
1854

«Без любви нет искусства». Никита Михалков - о современном кино

Никита Михалков открыл Год кино в кинотеатре, где после состоялся показ его фильма
Никита Михалков открыл Год кино в кинотеатре, где после состоялся показ его фильма "Солнечный удар". Правительство Кировской области

Никита Сергеевич уже бывал в Кирове, но организаторам удалось-таки удивить столичного гостя, пригласив его в открывшиеся не так давно в МВЦ «На Спасской» музеи - шоколада и фотографии Сергея Лобовикова.

В первом мэтру презентовали шоколадные автомобильные номера, вызвавшие у него неподдельный, почти детский восторг! В этом, пожалуй, весь Никита Сергеевич: палитра его чувств и эмоций, смена интонаций и настроений весьма разнообразна. Возможно, поэтому общение с ним никого не оставляет равнодушным: одни Михалкова боготворят, другие, мягко говоря, недолюбливают. Но, как говорит он сам: «Я не хочу быть понятным - я хочу быть понятым».

«Я люблю Вятку»

Елена Курбатова, АиФ: - Почему вы решили открыть Год российского кино именно в Кирове?

Никита Михалков: - Ещё осенью на заседании Российского военно-исторического общества в Москве мы договорились с вашим губернатором о встрече, но не могли сойтись по времени. Наконец, выбрали 10 марта с условием, что утром прилечу, а вечером вернусь в столицу, потому что у меня очень плотный график. А потом, знаете, Вятка есть Вятка: я её очень люблю.

- И за что же?

- Понимаете, нужно объяснять, за что не любишь, за что любишь - объяснять не надо. Мне достаточно было увидеть музеи и побывать в монастыре, чтобы понять, что я здесь себя чувствую хорошо, мне здесь интересно. Я не ощущаю себя ни туристом, ни пришлым, а это самое главное.

Можно накормить, напоить человека, показать ему «потёмкинские деревни», какие-то достижения. А вот атмосферу симулировать нельзя - она или есть, или нет. Это тот бульон, в котором существует общество. На встречах в кинотеатре, в библиотеке, на пресс-конференции, во время общения с губернатором, с владыкой Марком, с интеллигенцией я нигде не видел нарочитости. Когда в зале сидит 300 человек и ты, отвечая на вопросы, чувствуешь его энергию - а она очень чувствуется - ты понимаешь, что она доброжелательная, созидательная, сосредоточенная.

Михалков оказался очень впечатлен фотографиями Лобовикова.
Михалков оказался очень впечатлен фотографиями Лобовикова. Фото: Предоставлено автором/ МВЦ

- Если подвести некие итоги вашего визита, то с какими впечатлениями вы вернётесь в Москву?

- Я убеждён, что у вас масса проблем, и зайди за угол - там чёрт знает что можно найти. Но здесь люди живут гордостью за то место, которое они согревают собой. Я видел, с каким удовольствием владыка демонстрировал отремонтированные, совершенно потрясающие палаты с замечательной росписью. Они ещё пустые, но с какой радостью он воспринимает эту лепоту и хочет, чтобы её увидели другие. Видел, как в музее люди рассматривают работы гениального фотографа Лобовикова. Потрясающий музей, созданный с умом и любовью! Это и есть настоящий патриотизм. Я попросил копии, чтобы отвезти их в Москву - по этим фотографиям буду обучать операторов и художников по костюмам.

Я уезжаю отсюда с ощущением того, что побывал в здоровом обществе, которое занято делом, которое живёт независимо от того, кто и что скажет в Москве. Поэтому у меня приятное и созидательное ощущение. Хотя было непросто болтать пять часов, но во всём этом не было пустоты.

Есть только один критерий

- Чего вы ожидаете от Года кино?

- Вообще, он проходит не в самое лучшее время для таких мероприятий, потому что кризис серьёзный, и он везде. Конечно же, для нас главная задача сегодня - сохранить зрителя. К сожалению, наш кинематограф много сделал для того, чтобы отвратить зрителей от отечественных фильмов. Это большая беда. Более 25 лет назад существовало великое советское кино. Но когда разрушились определённые границы, многие начали снимать кино о том, что было запрещено раньше. Разрушение этих табу так далеко зашло, что огромное количество картин с женой пойти смотреть неловко, а уж с детьми - тем более. Сегодня существует кино американское и российское в соотношении 80% к 20. Мне кажется, что тяжелейшая задача для российских кинематографистов заключается в изменении этого баланса.

- Какой посыл должен нести сегодня отечественный кинематограф?

- Один старец сказал: «Жестокая правда без любви есть ложь». Это актуально всегда. Ты можешь говорить о любой степени низости человеческой, но если это сказано без любви, это разрушает. А ведь русское искусство всегда было построено на любви, даже если это была страшная история. И в этом была его сила. 

Пообщаться с Никитой Михалковым собрался целый зал кировчан.
Пообщаться с Никитой Михалковым собрался целый зал кировчан. Фото: АиФ/ Елена Курбатова

- Каким должно быть качественное кино?

- Основной критерий один - волнует картина или нет, нравится или не нравится. Я считаю, что очень близко к истине высказалась одна женщина: настоящее искусство - это то, что хочется прочесть, услышать или посмотреть ещё раз. Значит, зацепило.

Не ради попкорна

- На ваш взгляд, сейчас много таких фильмов?

- Они есть. К всеобщему изумлению, Золотого орла, этого русского Оскара, получил фильм, который, казалось бы, ни на что не претендовал - «Про любовь» Анны Меликян. Но так проголосовали академики - за новый взгляд, совершенно не типичный для классического кино. За последнее время вышло несколько картин, которые являются, на мой взгляд, лучшими образцами российского (советского) киноискусства. Одну из них - «Легенда №17», выпущенную на нашей телестудии, посмотрела вся страна. «Батальон», «Битва за Севастополь», наш «Экипаж» с Машковым и Козловским. Вот то кино, которое реально волнует.

- Но готов ли зритель к тому, что его будут не только развлекать?

- А зритель диктует нам условия. Люди начинают понимать, что, кроме как поржать и поесть попкорна, есть что-то, что можно вынести из кинотеатра. Как правило, человек смотрит дорогую американскую картину, восхищается технологиями, но на следующее утро не может вспомнить, что он смотрел. Всё-таки наш кинематограф всегда отличался тем, что фильмы пересматривали и пересматривают не единожды. Директор одного из кинотеатров Санкт-Петербурга несколько раз заказывала новые копии «Сибирского цирюльника», потому что они стирались практически до дыр. Даже когда фильм сняли с проката, зрители просили её организовывать отдельные сеансы по выходным.

- Как вам идея ввести в школьную программу курс киноведения?

- Отношусь к этому хорошо, но если бы меня спросили, что лучше - увеличить количество часов русского языка и литературы или ввести такой курс - я бы выбрал первое. Потому что нужно восполнять огромный пробел в знаниях современных школьников. А люди, которые хорошо знают русскую литературу и хорошо владеют русским языком, будут смотреть правильное кино.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах