Примерное время чтения: 9 минут
575

Музыка, от которой хочется жить

Пресс-служба Вятской филармонии / Из архива

Предстоящий музыкальный сезон на Вятке обещает быть насыщенным. Кировчан ждут новые артисты и программы. Подробности мы узнавали у руководителя Вятского симфонического оркестра имени В. А. Раевского и Вятского камерного оркестра Константина Маслюка. 

Меж двух городов 

- Константин Александрович, расскажите, как вы попали в Киров?

- Я родился в Сибири, под Томском, и первое моё музыкальное образование - фортепианное, я окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. На Вятке я оказался в 2003 году по приглашению художественного руководителя филармонии, моего однокурсника Андрея Сандалова, когда возникла идея создания камерного оркестра. С моей стороны согласие этим заняться было некоторой авантюрой, у меня тогда не было дирижёрского образования, я до того момента занимался дирижированием факультативно. Но начинание оказалось успешным, и вот уже 15 лет я делю свою жизнь между Москвой, где преподаю в консерватории на кафедре камерной музыки, и Кировом.

- 15 лет, можно сказать, только начало пути для коллектива. Будете отмечать эту дату?

- Определённо будем! Мы начинали непросто. Это был первый в истории филармонии оркестр: симфонический и народный тогда были муниципальными. Поначалу наши концерты проходили при небольшом количестве слушателей. Замечу, что начало 2000-х было временем возрождения каких-то важных вещей в области культуры, которые были утрачены по объективным причинам в 90-е годы.

Надо сказать, что камерный оркестр - это не «филиал» симфонического, этот жанр предлагает совершенно другое качество работы. Коллектив небольшой, музыкантов всего 15-17 человек, и это, скорее, ансамбль солистов. Если в симфоническом оркестре каждый музыкант - это, в первую очередь, часть большого организма, то в камерном - каждый играет на первых позициях, это требует определённого профессионального уровня.

Конечно, 15 лет не очень крупная дата, тем не менее, время показало, что камерный оркестр нужен филармонии и слушателям - у нас более 50 концертов в сезон! Более того, филармония - это областная организация, мы играем не только в городе Кирове. И не на всех площадках региона есть возможность принять симфонический оркестр - нужна большая сцена, да и экономически это не всегда получается. А камерный оркестр может разместиться практически в любом помещении, поэтому в плане географии посещения районов области Вятский камерный оркестр определённо занимает лидирующие позиции.

У нас запланирован юбилейный концерт, он состоится в филармонии 30 ноября. Мы ждём гостей, но пока не скажу кого именно (улыбается).

- Как сложилось, что вы возглавили Вятский симфонический оркестр?

- Авторитет и значение Валерия Раевского были настолько велики, что всем казалось: Раевский будет всегда. Здесь хочу обратить внимание, что именно благодаря Валерию Александровичу коллектив стал профессиональным, до этого симфонический оркестр существовал на любительском уровне на основе областного совета профсоюзов. Когда Валерий Александрович внезапно ушёл из жизни, то в оркестре было ощущение потерянности: Раевский не готовил себе преемника. Его не стало весной, в апреле, и директор филармонии Андрей Борисович Скальный попросил меня продирижировать программой закрытия филармонического сезона. Всё прошло очень удачно - в Кирове, да и в симфоническом оркестре меня уже хорошо знали, поэтому

проблем в работе с коллективом не возникло. В результате мне поступило предложение возглавить оркестр, сначала временно, а потом уже и на постоянной основе.

Профессионалы вне времени

- Константин Александрович, как вы оцениваете коллектив?

- Скажу честно, что на общероссийском уровне коллектив по качеству игры выглядит вполне достойно. Нам никогда не сравниться с крупными столичными оркестрами и коллективами из больших городов-миллионников, где есть высшие музыкальные учебные заведения. Нам сложно конкурировать с теми оркестрами, которые много лет назад сразу зародились как профессиональные - у них другие традиции.

Тем не менее, среди оркестров нашей «весовой категории» мы находимся на хорошем уровне. Конечно, на достигнутом я не собираюсь останавливаться и всегда буду стараться привлечь людей в зал интересными программами и событиями, а также достойным качеством игры.

- А близкие принимают ваши постоянные перемещения?

- Моя супруга с пониманием относится к моей работе, она тоже музыкант, скрипачка, которая сейчас преподаёт в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Поэтому конфликтов на эту тему у нас никогда не возникало. Не могу сказать, что совмещать работу в филармонии и преподавательскую деятельность в консерватории легко и просто, но, к счастью, пока мне это удаётся.

- Чем отличаются современные студенты-музыканты, которым вы преподаёте камерную музыку, от молодёжи вашего поколения?

- Они, конечно, отличаются от представителей моего поколения: иначе оценивают события, по-другому мыслят. Но «иначе» - это не значит «плохо». Просто время, в котором мы живём сейчас, сильно отличается от того времени, когда учились и взрослели мы.

Но я считаю, что есть вещи, которые не подвластны времени. В частности, это отношение к профессии. Если ты взялся этим заниматься, то делай своё дело честно - вне зависимости от того, какой сейчас год и социальный строй. Я вижу среди моих студентов тех, кто относится к профессии именно так. И о них я могу сказать с гордостью: «Вот представители молодого поколения, которые не подведут». Ещё хочу заметить: не оскудевает наша страна талантами. Вообще я не отношусь к категории «всепропальщиков» - всегда надеюсь на лучшее и музыку люблю такую, от которой хочется жить!

15 лет исполняется камерному оркестру филармонии
15 лет исполняется камерному оркестру филармонии. Фото: Из архива/ Пресс-служба Вятской филармонии

Путешествие с оркестром

- Константин Александрович, расскажите, чем будете удивлять зрителей в новом сезоне?

- Мы стараемся, чтобы каждый сезон был интересным и содержательным. Один из наших абонементов называется «Музыкальная география с Вятским симфоническим оркестром имени В. А. Раевского». Четыре концерта в течение года, каждый из которых посвящён определённой стране. Мы открываем концертный сезон французской программой, финалом которой станет знаменитое «Болеро» Равеля. Для исполнения этого сочинения мы дополнительно пригласим музыкантов, которых в стандартном составе оркестра нет: двух саксофонистов, а также исполнителя на трубе-пикколо, которая звучит в очень высоком регистре.

В ноябре у нас состоится концерт, посвященный музыке Финляндии и Скандинавии, слушателей ждёт яркая программа с суровым северным колоритом. Мартовский концерт будет посвящён русской музыке. К юбилею Римского-Корсакова прозвучит его замечательная сюита «Шехерезада». Закрытие сезона носит название «Итальянское каприччио», там будет итальянская музыка: Верди, Россини, Паганини, Вивальди, а в финале программы - произведение Петра Ильича Чайковского, написанное на итальянские темы.

Разумеется, сезон не обойдётся без традиционного фестиваля «Вятская весна», которым мы очень дорожим. Очевидно, сейчас это крупнейшее ежегодное музыкальное событие нашего региона.

В рамках фестиваля у нас есть намерение сделать проект, который был бы на стыке жанров: классики и рока. Мы видим подобные проекты по телевизору, они предполагают сочетание звучания рок-группы и симфонического оркестра. Нам хотелось бы сделать в подобном стиле что-то оригинальное.

- В прошлом сезоне вы пошли на эксперимент с балетом, в этом году нас ждёт продолжение?

- У нас состоится один интересный проект, который называется «Лики музыкального театра». Уже известно, что будущий 2019 год объявлен годом театра. С другой стороны, в нынешнем году есть знаменательная дата - 200-летие со дня рождения великого балетмейстера Мариуса Петипа. Эти два обстоятельства сподвигли нас на то, чтобы организовать в октябре-декабре небольшой фестиваль, состоящий из четырёх программ, посвящённых различным областям музыкального театра. 20 и 21 октября Театр балета города Кирова и Вятский камерный оркестр представят два одноактных балета на музыку Чайковского. Первый - это балет на музыку «Струнной серенады» (хореография Баланчина), второй основан на музыке «Детского альбома» и других фортепианных пьес Петра Ильича. Этот балет называется «Забытая кукла». Мы создаём его в содружестве с балетмейстером Леонидом Сычёвым из Нижнего Новгорода, который уже не один год успешно сотрудничает с кировскими балетными специалистами.

В октябре же запланирована оперная программа с участием симфонического оркестра. Жанр музыкальной сказки с участием артистов кукольного театра представит Вятский оркестр русских народных инструментов имени Шаляпина. А закроем мы этот фестиваль исполнением «Щелкунчика» на сцене Драмтеатра.

Досье:

Константин Маслюк. Окончил с отличием Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского как пианист и дирижёр. Дипломант Международного конкурса пианистов в Бремене (Германия), лауреат Международного конкурса пианистов в Сиднее (Австралия) и лауреат Первого международного конкурса камерных ансамблей имени С. И. Танеева в Калуге (Россия). Лауреат премии Кировской области (2014). Гастролировал как пианист и дирижёр во многих городах России и за рубежом. Доцент кафедры камерного ансамбля и квартета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Беседовала Юлия АТРОШКО

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах