С 1 февраля 2017 г. стоимость проезда в общественном транспорте увеличится на 2 рубля. Одна поездка в автобусе или троллейбусе будет стоить 22 рубля. Как оценивают эти перспективы пассажиры и перевозчики?
Цена не по затратам?
С 1 февраля вырастет и плата за проезд в автобусах пригородного сообщения – до 3 руб. 51 коп. за пассажиро-километр (сейчас – 2,97 руб.).
Однако, последние вряд ли пойдут на это. По данным РСТ, транспортные организации просили повысить тарифы с 20 до 35 рублей на проезд автомобильным и электрифицированным транспортом в городском сообщении с 2,97 до 4,99 рубля за пассажиро-километр на проезд автомобильным транспортом в пригородном сообщении.
Однако Центральная диспетчерская служба ссылается на то, что тариф могли повысить не более, чем до 28 рублей.
«Перевозчики прекрасно знают свои права и то, что плата за проезд может повышаться не более, чем на 20 процентов», - отметил директор Центральной диспетчерской службы Александр Рыболовлев.
По мнению пассажироперевозчиков, рост тарифов на проезд минимален по сравнению с транспортными затратами, которые они несут.
«Стоимость проезда планируют увеличить на 10 процентов, при этом стоимость топлива выросла примерно на 40%, а запчастей – на 30%. Плюс ко всему дорожает техника, которая требует постоянного обновления. К примеру, новый «пазик» стоит сейчас более 2 млн рублей. Причём через 3-5 лет он потребует ремонта, - отметил индивидуальный предприниматель, занимающийся междугородными пассажирскими перевозками Константин Кузнецов. - В других городах тарифы на проезд в общественном транспорте выше, хотя расходы перевозчики несут одинаковые. Раз в нашем регионе создали такие условия, придётся под них подстраиваться».
Увеличение тарифов на проезд в общественном транспорте – одна из возможностей повысить рентабельность перевозчиков.
«Качество пассажироперевозок можно улучшить только за счёт обновления автотранспорта и повышения платы за проезд, в противном случае перевозчики могут уйти в минус. Покупка в кредит или в лизинг увеличивает стоимость транспорта в разы, так что не все к этому готовы. В целом ситуация в нашем регионе неплохая. Автобусы регулярно закупаются как муниципальными, так и частными компаниями. Правда, есть одно «но»: отечественный автотранспорт имеет ограниченный ресурс – не более 10 лет. Чем выше возраст автотехники, тем больше средств требуется на её эксплуатацию. Поэтому рост тарифов – необходимая мера, причём она должна быть регулярной. Так легче будет обновлять автотранспорт в нашем городе», - считает индивидуальный предприниматель в сфере пассажирских перевозок Александр Халявин.
Кировчане против
«Повышение платы за проезд ничем не обусловлено, поскольку общественный транспорт в Кирове в большинстве своём – это грязный, плохо пахнущий, вечно опаздывающий «пазик». Уровень зарплаты, стоимость ГСМ и запчастей остаются без изменений, так же, как и качественный уровень пассажироперевозок. Для сравнения можно взять среднюю стоимость услуг такси в Кирове: она не меняется годами, и это всех устраивает», – считает работник социальной сферы Леонид Платунов.
Не обернётся ли очередной рост платы за проезд массовым отказом пассажиров от услуг общественного транспорта? По крайней мере, такая тенденция уже наблюдается. Однако в Центральной диспетчерской службе эту тенденцию связывают с тем, что 2 года назад вступил в силу новый порядок предоставления льгот на проезд в общественном транспорте. Учащиеся 1-4 классов получили право на бесплатный проезд – при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает 1,5 величины прожиточного минимума.
«Вместе с тем для многих категорий граждан льготный проезд был отменён, так что пассажиропоток упал по объективным причинам. Обусловлено это и сокращением коротких поездок – в одну-две остановки, - отметил Александр Рыболовлев. – Снижение пассажиропотока объясняется и ростом количества личных автомобилей кировчан. Неуклонно растёт и число таксистов в городе. Те, кто ездит с пересадками, отдают предпочтение этому виду транспорта».
Льготы будут?
Ряд изменений произойдёт с 1 февраля и для пользователей транспортных карт.
«Во-первых, отменяется тариф с количеством поездок не более 30. Останутся лишь электронные проездные, рассчитанные не более чем на 60 поездок - за 1290 рублей (21,5 руб. за одну поездку) и на 90 поездок – за 1890 руб. (21 руб. за поездку). Кроме того, будет действовать безлимитный проездной для юридических лиц – за 2420 руб.», - сообщил Александр Рыболовлев.
«Не вижу смысла в покупке электронного проездного: экономия в 30 рублей за проездной на 60 поездок – малозаманчивая перспектива, а покупать проездной на 90 поездок нет смысла, если пользуешься общественным транспортом только в будни и ездишь без пересадок», - считает кировчанка Мария Иванова.
Что касается льготных категорий граждан, стоимость проезда для них будет снижена – при пользовании транспортными картами. Так, студенты будут ездить за 19 рублей, остальные льготники – за 17 рублей.