Начало положено
- Светлана Михайловна, буквально на днях завершился первый урбанистический форум. Вы были одним из участников мероприятия. Расскажите, насколько значимо это событие для города?
- Конечно, это было интересное, яркое мероприятие на современной площадке в центре города, в котором приняли участие студенты, общественники, представители власти. Участники форума познакомились и обменялись мнениями с архитекторами, градостроителями, урбанистами из других российских городов (Москва, Казань, Новосибирск, Ижевск) по проблемам современных российских городов. Руководство города Кирова также проявило большую заинтересованность в разработке стратегии благоустройства города. Такие «инициативы сверху» можно расценивать как позитивное явление, как популизм в хорошем смысле этого слова. Будем надеяться, за словом последует дело.
- Почему вы решили принять в нём участие?
- Время и место для меня оказались удачными, заинтересовала программа форума, правда, не всё удалось посетить. В целом же я ещё не потеряла надежду на позитивные изменения в Вятке и неравнодушна к тому, что здесь происходит.
- Что интересного вы почерпнули из мастерских и лекций?
- Столичные спикеры в основном говорили о явлениях, которые типичны как для мегаполисов, так и для малых городов. Приятно отметить, что выступления специалистов в области урбанистики и архитектуры сопровождались не только аналитическими выкладками, грамотными презентациями, но и непринуждённым общением с аудиторией на хорошем русском языке!
- На одной из лекций в качестве типичного примера развития современных российских городов привели Суздаль, где есть чёткое разграничение: центр с туристическими объектами и пространство, где живут сами горожане – а там и жилой фонд обветшалый, и жители постепенно превращаются в маргиналов. Более того, в центре даже цены «заточены» под туристов. Завтрак в центре Суздаля обходится чуть не в 450 рублей. Между тем в центре Москвы вполне можно позавтракать всего за 150… Московский архитектор Артём Черников озвучил тезис, с которым нельзя не согласиться: «Город не для новых туристов, а для новых горожан»! В начале 2010-х в Кирове только ленивый не говорил о мифических туристах, которые повалят в Вятку, если мы их заманим рыжиками-кикиморами-дымкой и т.п. Хорошо, что на Урбан-форуме прозвучало: «Когда в городе будет хорошо/удобно его жителям, тогда и приедут туристы».
- Очень интересным мне показался пример развития городских агломераций, представленный градостроителем из Новосибирска Сергеем Заусаевым. Наша область вполне могла бы этот опыт использовать.
Мечты и реальность
- Была ли какая-то конкретика, как благоустроить наш город?
- В рамках практических занятий (на воркшопах) по созданию городской среды и улучшению локальной территории участники проходили путь (в прямом и переносном смысле) от идеи до возможных вариантов её воплощения в жизнь. Например, я присутствовала на двух мастерских. На одной из них три группы добровольцев под руководством ижевских урбанистов пытались создать концепцию развития ландшафтных территорий оврагов Засора, обсуждали варианты их благоустройства. Кстати, это уникальное природное ожерелье Вятки кандидат архитектуры Людмила Борисовна Безверхова призывала сохранять ещё 20-30 лет назад! Кроме того, не все горожане знают, что в архиве МКУ «Архитектура» хранится немало проектов, созданных в своё время по заказу горадминистрации, но нереализованных. Среди них есть и проект благоустройства территории реки Люльченки, и территории оврагов Засора и многие другие. По результатам работы мастерской мысли о разнообразии возможностей благоустройства оврагов у активных горожан в целом совпали с мнением кировских архитекторов.
- Вокруг возвращения исторического названия городу велось много полемики. Сейчас все споры приутихли, с чем это связано?
- Спора-то нет никакого, если глубоко знать историю Вятской земли, уважать предков, понимать смысл слова «родина». Для этого, кстати, поднапрячь мозги надо! Куда легче трусливо пенять на «не время, не место, нет средств»... А ведь большинство жителей города до сих пор даже не понимают разницы между «переименованием» и «возвращением исторического имени», которое было насильственно украдено. Поэтому и слышно только тех, кто криком кричит, отстаивая чужеродное «Киров» вместо родного «Вятка». Может, просто не пришло время сильных и мудрых решений? Или прошло?
- Светлана Михайловна, вы автор книги «Азбука города. Вместе с архитектором И.А. Чарушиным». Почему вы обратились к теме наследия И.А. Чарушина?
- Придерживаюсь мнения, что горожанами не рождаются, их надо с детства тонко и умно воспитывать, в том числе объясняя, что город - это не только здания, но и сообщество, которое в них живёт, это и свои правила, и своя ответственность. Без таких знаний мы – безликое население, а хотелось бы быть добрыми соседями в родном городе.
- Я родилась в советском городе Кирове и полжизни добиралась до города Вятки. Со знакомства с биографией и творчеством архитектора И.А. Чарушина для меня начался путь к истокам… Во всей России нет больше примера, когда город и губернию 50 лет строил в прямом и переносном смысле один человек! Мне захотелось на бумаге построить город Чарушина, опираясь на советы специалистов в области архитектуры. А талантливые акварели художника Татьяны Коршуновой стали подлинным украшением книги. Говорят, все дороги ведут в Рим. Лично я убеждена: в нашем городе все дороги в настоящую Вятку ведут к Дому с усадьбой архитектора И.А. Чарушина. Но ситуация с этим объектом культурного наследия, за которым целый пласт подлинной вятской культуры, не просто катастрофична, это циничное уничтожение истории города.
- Хотя именно наследие художественной династии Чарушиных и есть то, что объединяет, казалось бы необъединяемое: дореволюционную Вятку и советский Киров.
Больной вопрос
- Многие жалуются, что у Кирова нет единого архитектурного облика, он, скорее, напоминает лоскутное одеяло. Может ли быть городская архитектура быть эстетичной: сочетать современность и историю?
- Быть может, даже есть многочисленные примеры, только в большинстве своём не в России. К сожалению, у нас во всей стране ситуация такова, что уже много лет решения об архитектурном облике городов принимает кто угодно, кроме архитекторов и градостроителей. Это и привело к тому, что мы имеем. Не обнадёживает и новая тенденция, когда благодаря общественным инициативам в городах, в том числе и в нашем, появляются спорные с художественной точки зрения объекты. Старинные города не достойны того, чтобы их «замусоривали» подобной самодеятельностью! Если их содержать в чистоте, приводить в порядок фасады и дворы, а новую застройку грамотно вписывать в пространство исторического города, то тогда даже лоскутное одеяло может стать произведением искусства.
- К сожалению, мы наблюдаем ещё одну неприятную тенденцию - точечная застройка, варварское уничтожение старинной архитектуры, особенно деревянной. Можно ли это как-то остановить?
- Увы, вопросы государственной охраны культурного наследия почему-то не связаны с выделением достойных средств на реставрацию и неотложные работы хотя бы по консервации уникальных старых зданий. А аппетиты застройщиков непомерны, и я не верю, что этот процесс можно остановить.
- Конечно, постепенно что-то в законодательстве по вопросам строительства, градостроительства, охраны культурного наследия меняется в положительную сторону. Но пока мы только теряем…
- Тем не менее, горожане пытаются как-то сохранить город. Проведение «Том Сойер феста» - фестиваля по восстановлению городской среды, тому подтверждение.
- Очень поддерживаю подобные явления, такой опыт пришёл к нам из других городов и расходится по всей стране. Главное, чтобы первую скрипку при восстановлении старых зданий играли профессионалы (архитекторы, строители, реставраторы) с соответствующим образованием и подходом. Тем не менее, такие движения помогают горожанам по-другому взглянуть на город, принести ему пользу.
- Недавно проводили субботник у дома Чарушина на Пятницкой, и к нам присоединился молодой человек. Оказалось, из команды «Том Сойер Феста». Он увидел из окна соседнего дома, что люди работают и решил помочь. Спасибо ему, хорошо, что неравнодушные люди на Вятке ещё не перевелись.
Смотрите также:
- Что пьём, чем дышим? Главный эксперт области об экологической обстановке →
- Взывая к памяти. Что оставил в наследство кировчанам архитектор Чарушин →
- Исчезающая Вятка. Историк Антон Касанов – о судьбе культурного наследия →