Как часто уважаемые кировчане останавливаются у дома с двойным адресом: Спасская, 6 и Ленина, 84? Отвлекаются от вывесок магазинов, расположившихся на первом этаже этого архитектурного памятника? Замечают его классический аттик, удивительную лепнину и изящно декорированную крышу? Знают ли, что этот дом был построен в начале XIX века по заказу вятского купца И. С. Репина по проекту губернского архитектора И. А. Андриевского. В 1840-х годах сын купца П. И. Репин устроил здесь гостиницу. В последующем в здании постоянно находились номера и меблированные комнаты, магазины, трактиры, кондитерские. После перестройки дома на рубеже XIX - XX веков его новый владелец Д. Ф. Чучалов открывает здесь гостиницу «Европейская», в которой, говорят, останавливался Маяковский.
Наверняка немногие жители Вятки знают историю этого дома, да и просто замечают его в городской сутолоке. А приехавший из Екатеринбурга художник Виктор Сысоев, участник II Всероссийского пленэра «Край Вятский - земля живописная», не только охотно делится с прохожими информацией об архитектурном памятнике, но и переносит его образ на холст.
- Удивительный дом, - щурясь, говорит Виктор Георгиевич. - У него интересная орнаментика, броская ажурная крыша, верные пропорции с окружением. Мне сразу захотелось его написать. Я долго бродил вокруг здания, рассматривал его. Остановился здесь, чуть ниже по улице Ленина, отсюда дом раскрывается максимально. Отлично видно, как архитектурная классика сочетается с городской средой. Я, пожалуй, даже оставлю на холсте все вывески на здании, ведь они - часть жизни города, не стоит ее идеализировать и прятать. Как аншлаги и витрины вписались в среду, так и должно быть. Сегодня пасмурно, поэтому я выбираю воздушные цвета: они хорошо объединяются с общим колоритом.
Не стоит полагать, что абсолютно всех участников пленэра привлекает лишь архитектура древней Вятки. К примеру, вологодский художник Аркадий Поляков выбрал в качестве натуры фонтан на Театральной площади. Живопись Аркадия нельзя отнести к классическому пониманию реализма, работа Полякова более экспрессивная, с элементами декоративности, пастозности - он работает мастихином, мазок художника не гладкий, а с набором краски.
- Город у вас замечательный, - делится впечатлениями Аркадий Рудольфович. - Мне почему-то казалось, что Киров гораздо меньше, а по приезде обнаружил, что это масштабный, многоликий и яркий город. С нетерпением жду и выездов в районы. В деревнях люди потрясающе интересные. С них подчас хочется брать пример, учиться, как нужно жить. Там такие судьбы встречаешь трагические, а сельские жители не унывают. У них набираешься жизненной мудрости, изучая уклад жизни, формируешь фундамент собственной судьбы. Благодаря таким встречам я понял житейскую мудрость: надо заниматься любимым делом, верить в Бога, если ты верующий, уважать и воспевать тот край, в котором живешь и, конечно, любить близких. Если ты ответишь на вопрос: кто я и зачем живу, все будет замечательно. Я для себя ответил на этот вопрос.