2 марта на сцене «Театра на Спасской» состоится премьера спектакля «Гудбай, Берлин». Пьеса немецкого драматурга Роберта Коаля рассказывает о двух подростках, которые решили вырваться на свободу, сбежали из дома и отправились в путешествие. Режиссером постановки стал актер Александр Трясцин.
- Александр, почему решили попробовать себя в качестве режиссера?
– Тяга к режиссуре появилась во время учебы на первом курсе актерского факультета в Екатеринбурге. Нам давали отрывки, я вдруг стал их разбирать не с точки зрения актера, а воспринимал текст как единое целое. Я все же отмел мысли о режиссуре, но некие «маячки» все равно возникали в разные периоды учебы. К примеру, работая над театром абсурда драматурга Сэмюэла Беккета, я взял пьесу и параллельно сам с собой ее разбирал. Так, через тягу к абсурду мне пришла мысль о том, что мне хочется заниматься режиссурой.
- Актерское начало мешает или помогает режиссерской работе?
- Мне было сложно учиться на актера: как говорится, голова мешает телу. Во время работы в театре в качестве артиста режиссерское видение мне не мешало, пока не возникла потребность поступать в театральный институт на режиссерский факультет. Здесь началась ломка, потому что раз в год мне необходимо было выезжать на сессию и работать как режиссер. Подготовка к экзаменам шла совместно с актерской работой в театре. В результате в голове все перемешалось и было очень тяжело.
- Удалось ли вам найти баланс между этими двумя ролями?
- Постепенно с опытом обучения режиссуре, начинала проявляться четкая граница. Грубо говоря, во время учебы я выходил из этой ломки между двумя ипостасями, пытался освоить профессию режиссера, и чем больше я ее осваивал, тем мне становилось легче.
- С высоты вашего опыта вы по-актерски помогаете артистам?
- Помогаю, прежде всего, себе, когда разрабатываю пьесу, потому что я этих персонажей и конфликт проверяю сам. Только мне для этого не надо выходить на сцену — достаточно вообразить все действо у себя в голове, проигрываю внутренне, как актер, с точки зрения выработанного опыта, я помогаю артистам.
- Почему в качестве своего режиссерского дебюта выбрали именно пьесу «Гудбай, Берлин»?
- Тема подростков сложна с точки зрения понимания, потому что дети, с одной стороны, вроде бы те же самые, а с другой, находятся под влиянием времени. И мне интересно познать это новое мироощуение. Как влияет виртуальность, интернет, телевидение, социальные сети на подростков. Современные дети не представляют жизни без этого. Надеюсь, что ответы мы получим благодаря зрителям.
За кулисами
- Осенью состоялась читка пьесы. Каково вам было оценивать свою работу при зрителе?
- Прежде всего, это работа, потому что не бывает так, что при появлении публики все заканчивается. Отклик мощно влияет на процесс, который был до этого на репетициях. Бывает, даже кардинально меняются какие-то вещи, потому что зритель своим присутствием по-другому расставляет акценты в спектакле. В этом смысле работа продолжается и становится интереснее. Самое главное, чтобы в зале был взаимообмен энергией, мыслями. Спектакль — это диалог актеров через персонажей с людьми.
- Сильно ли поменялся спектакль по сравнению с тем, что было до читки?
– Мои мысли, которые закладывал в этот спектакль, получили отзыв, значит, то, что задумывал, сработало, а это для режиссера самое важное. Это своего рода подтверждение того, что я иду в верном направлении. Читки - это очень хорошая вещь.
- Формат читок довольно новый для кировчан. Как вы к нему относитесь?
- Этот формат, действительно, появился у нас около года назад. Его предложила заведующий литературной частью «Театра на Спасской» Юлия Ионушайте по образованию драматург, она закончила курсы Коляды. Ей удается выбирать в современном потоке пьес удачные материалы. Если текст вызывает у меня отклик, то я принимаю в этом участие.
- Вам удалось пообщаться с драматургом — заведующим литературной частью Дрезденского драматического театра Робертом Коалем...
- Да, когда ставился спектакль Роберта Коаля, оповестили об этом, и он решил приехать в Киров. При поддержке Гете Института в Берлине и российской стороны эта поездка стала возможной.
Открою секрет: изначально драматурга приглашали к премьере, но за лето у нас в театре произошли перемены: ушли артисты, которые исполняли главные роли, и поэтому драматург вместо премьеры попал на читку! Теоретически он мог остаться без всего! В кратчайшие сроки мы приняли решение о том, чтобы провести читку в том составе, который на тот момент у нас был. На место прежних актеров пришли новые. Всего за два дня с новыми артистами отрепетировали читку. На каком-то кураже и азарте вышли к зрителям. Получился некий эксперимент, который дал положительный результат. Это сработало за счет первого впечатления новых артистов. Вместе с тем я понимаю, что не стоит в то же время расслабляться после читки — это случайность, но она помогает идти дальше. С сохранением свежести от восприятия текста мы идем к спектаклю.
- Как отреагировал на спектакль драматург?
- Роберту очень понравилось, в какой-то момент попросил не переводить с русского на немецкий. Он сообщил, что прекрасно знает свою пьесу и просто наслаждался тем, как актеры существуют в этой читке. Зная текст, видел глаза актеров и с интересом следил за их игрой.
- Пьеса довольно популярна, ее ставили во многих городах, знакомились ли вы с работами коллег?
- Разумеется, слышал об этом. Пьеса действительно очень востребована в театрах. Например, в Нижнем Новгороде этот спектакль так же ставился выпускником режиссерского факультета Театрального института имени Бориса Щукина, и у него абсолютно другое решение. Нижегородский коллега защитился, и все были довольны - многие говорят, что это очень хорошая работа. Я рад за это, но у меня другой путь. Пока смотреть не собираюсь. Сделаю это, когда мой спектакль начнет жить своей жизнью, тогда смогу ознакомиться с другими работами.
Все на своих местах
- Как вам работается с новыми актерами театра?
- Как говорится, распределение ролей — это 90 процентов успеха. И это касается не только театра, но и других вещей. Самое главное, в чем я могу убеждаться, что оно оказалось верным. А дальше в диалоге с актерами мы делаем этот спектакль. Он все равно не получится таким, как я его замыслил. Артисты не марионетки, которых я могу повернуть как угодно, у них есть свое мнение, свои мысли, в диалоге с артистами рождается по смыслу то, что я хочу, но это сделано через их актерскую технику.
- Музыка играет огромную роль в восприятии спектакля, кто у вас отвечает за эту часть?
- Пригласил кировского музыканта Рому Цепелева из «Illuminated Faces», который до этого сотрудничал с Борисом Павловичем (бывшим художественным руководителем «Театра на Спасской» - прим. ред.). Я подумал о том, что именно в моем решении в этой пьесе нужен такой композитор.
- Тяжело ли переключаться с режиссера на актера, а потом в человека?
- Это постоянная притирка, это вопрос времени и опыта работы, чем его больше, тем легче делить все эти три роли. Все мы люди, а не роботы, и нам нужно привыкнуть, чтобы существовать органично. Сейчас я на стадии того, чтобы попытаться успеть.
- Осматриваете для себя новые пьесы?
- Конечно, режиссер должен находиться в постоянном поиске, чтобы был некий чемоданчик разобранных пьес, который можно предлагать театру. Однако в процессе работы над спектаклем, ты не можешь думать ни о чем другом и отвлекаться на другие дела. Думаю, займусь этим после премьеры.
Досье:
Александр Владимирович Трясцин родился в Новоуральске Свердловской области 3 сентября 1984 года. После 9 классов поступил в училище на повара во время учебы заинтересовался театром. Поступил в Екатеринбургский государственный театральный институт на актерский факультет. По окончании вуза был приглашен в «Театр на Спасской». В 2014 году поступил в «Театральный институт имени Бориса Щукина» на режиссерский факультет.
Смотрите также:
- Для детей и взрослых. Кировскому зрителю по нраву "французские" постановки →
- «Артист такое точно не забудет». Интервью с актрисой Александрой Поповой →
- «Без любви нет искусства». Никита Михалков - о современном кино →