Не наездишься. Почему в Кирове повышают плату за проезд

С 1 февраля 2017 г. стоимость проезда в общественном транспорте увеличится на 2 рубля. Одна поездка в автобусе или троллейбусе будет стоить 22 рубля. Как оценивают эти перспективы пассажиры и перевозчики?

   
   

Цена не по затратам?

С 1 февраля вырастет и плата за проезд в автобусах пригородного сообщения – до 3 руб. 51 коп. за пассажиро-километр (сейчас – 2,97 руб.).

По данным региональной службы по тарифам Кировской области, установленные цены на проезд являются предельно максимальными, но могут быть снижены по решению перевозчиков.

Однако, последние вряд ли пойдут на это. По данным РСТ, транспортные организации просили повысить тарифы с 20 до 35 рублей на проезд автомобильным и электрифицированным транспортом в городском сообщении с 2,97 до 4,99 рубля за пассажиро-километр на проезд автомобильным транспортом в пригородном сообщении.

Однако Центральная диспетчерская служба ссылается на то, что тариф могли повысить не более, чем до 28 рублей.

«Перевозчики прекрасно знают свои права и то, что плата за проезд может повышаться не более, чем на 20 процентов», - отметил директор Центральной диспетчерской службы Александр Рыболовлев.

По мнению пассажироперевозчиков, рост тарифов на проезд минимален по сравнению с транспортными затратами, которые они несут.

   
   

«Стоимость проезда планируют увеличить на 10 процентов, при этом стоимость топлива выросла примерно на 40%, а запчастей – на 30%. Плюс ко всему дорожает техника, которая требует постоянного обновления. К примеру, новый «пазик» стоит сейчас более 2 млн рублей. Причём через 3-5 лет он потребует ремонта, - отметил индивидуальный предприниматель, занимающийся междугородными пассажирскими перевозками Константин Кузнецов. - В других городах тарифы на проезд в общественном транспорте выше, хотя расходы перевозчики несут одинаковые. Раз в нашем регионе создали такие условия, придётся под них подстраиваться».

Увеличение тарифов на проезд в общественном транспорте – одна из возможностей повысить рентабельность перевозчиков.

«Качество пассажироперевозок можно улучшить только за счёт обновления автотранспорта и повышения платы за проезд, в противном случае перевозчики могут уйти в минус. Покупка в кредит или в лизинг увеличивает стоимость транспорта в разы, так что не все к этому готовы. В целом ситуация в нашем регионе неплохая. Автобусы регулярно закупаются как муниципальными, так и частными компаниями. Правда, есть одно «но»: отечественный автотранспорт имеет ограниченный ресурс – не более 10 лет. Чем выше возраст автотехники, тем больше средств требуется на её эксплуатацию. Поэтому рост тарифов – необходимая мера, причём она должна быть регулярной. Так легче будет обновлять автотранспорт в нашем городе», - считает индивидуальный предприниматель в сфере пассажирских перевозок Александр Халявин.

Кировчане против

Однако пассажиры общественного транспорта придерживаются иного мнения по поводу роста тарифов.

«Повышение платы за проезд ничем не обусловлено, поскольку общественный транспорт в Кирове в большинстве своём – это грязный, плохо пахнущий, вечно опаздывающий «пазик». Уровень зарплаты, стоимость ГСМ и запчастей остаются без изменений, так же, как и качественный уровень пассажироперевозок. Для сравнения можно взять среднюю стоимость услуг такси в Кирове: она не меняется годами, и это всех устраивает», – считает работник социальной сферы Леонид Платунов.

Не обернётся ли очередной рост платы за проезд массовым отказом пассажиров от услуг общественного транспорта? По крайней мере, такая тенденция уже наблюдается. Однако в Центральной диспетчерской службе эту тенденцию связывают с тем, что 2 года назад вступил в силу новый порядок предоставления льгот на проезд в общественном транспорте. Учащиеся 1-4 классов получили право на бесплатный проезд – при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает 1,5 величины прожиточного минимума.

«Вместе с тем для многих категорий граждан льготный проезд был отменён, так что пассажиропоток упал по объективным причинам. Обусловлено это и сокращением коротких поездок – в одну-две остановки, - отметил Александр Рыболовлев. – Снижение пассажиропотока объясняется и ростом количества личных автомобилей кировчан. Неуклонно растёт и число таксистов в городе. Те, кто ездит с пересадками, отдают предпочтение этому виду транспорта».

Льготы будут?

Ряд изменений произойдёт с 1 февраля и для пользователей транспортных карт.

«Во-первых, отменяется тариф с количеством поездок не более 30. Останутся лишь электронные проездные, рассчитанные не более чем на 60 поездок - за 1290 рублей (21,5 руб. за одну поездку) и на 90 поездок – за 1890 руб. (21 руб. за поездку). Кроме того, будет действовать безлимитный проездной для юридических лиц – за 2420 руб.», - сообщил Александр Рыболовлев.

«Не вижу смысла в покупке электронного проездного: экономия в 30 рублей за проездной на 60 поездок – малозаманчивая перспектива, а покупать проездной на 90 поездок нет смысла, если пользуешься общественным транспортом только в будни и ездишь без пересадок», - считает кировчанка Мария Иванова.

Что касается льготных категорий граждан, стоимость проезда для них будет снижена – при пользовании транспортными картами. Так, студенты будут ездить за 19 рублей, остальные льготники – за 17 рублей.