Что интернет-торговля развивается, уже ни для кого не секрет. Однако пока непонятно, куда именно ее приведет это развитие. Мы постарались рассмотреть все показавшиеся нам наиболее возможными варианты, как будет складываться ситуация на рынке интернет-магазинов.
Число людей, когда-либо совершавших покупки в интернете, растет, однако доля покупок, совершенных в интернете, от традиционных покупок ничтожно мала. Наиболее прогрессивны в этом плане Соединенные Штаты, где еще в 2003 году примерно третья часть от суммарного количества расходов обычного гражданина на потребление уходит на оплату онлайн-покупок.
Ассортимент товаров, продающихся в интернете, имеет тенденцию к расширению. Сейчас наиболее популярны бытовая техника, книги, одежда и обувь, авиа- и железнодорожные билеты, продукты питания. Уже сейчас в магазине в интернете можно найти то, что вы бы никогда не увидели на прилавке: более оригинальные, уникальные товары. И эта особенность будет только развиваться.
Важное преимущество над оффлайновыми аналогами имеет интернет-магазин одежды. Дело в том, что цены на одежду в интернете значительно ниже, и разница эта наиболее заметна в сфере моды. Сайтов, на которых продают обувь и одежду, очень много, среди самых известных: Wildberries.ru, Lamoda.ru, Quelle.ru, а последние организовывают доставку по всей России.
Но у магазинов одежды существует и значительный недостаток: невозможность примерить товар и потрогать его руками. Обмен и возврат осуществляет большинство магазинов, но это, как правило, занимает время. В будущем магазинам, чтобы составить конкуренцию модным бутикам, нужно будет тщательно проработать процедуру возврата, чтобы она не доставляла неудобств.
Любой интернет-магазин, хотя и находится в интернете, все-таки имеет физический адрес, где находится склад и офис. Магазины будут стремиться к расширению сети городов, особенно удаленных от столицы, чтобы можно было быстрее осуществлять доставку в небольшие населенные пункты. Доставка – одна из серьезных проблем, потому что по почте она осуществляется пару недель, а не каждого покупателя такой срок устроит.
Способы дистанционной оплаты товаров становятся все разнообразнее. Банковские карты появляются у большинства взрослого населения страны, распространяются электронные кошельки и цифровые деньги. Магазинам лишь необходимо стремиться к максимальной безопасности данных своих покупателей.
Что касается процентного соотношения долей сектора B2B (business to business) по сравнению с B2C (business to customer), последний уже востребован в ощутимой степени, и дальнейшее появление новых B2C-фирм может быть затруднительно из-за большой конкуренции. В то же время потребность рынка B2B на текущий момент еще не удовлетворена полностью, находит на стадии развития, поэтому в ближайшие несколько лет организация B2B-предприятий обещает быть рентабельной. Соответственно, доля организаций, ориентирующихся на концепцию business-to-consumer, в будущем должна существенно увеличиться.
В сфере B2B, как, впрочем, и в других, начался процесс консолидации. На первый план начинают выходить разного рода электронные аукционы. Выжить в условиях жесткой конкуренции подобные образования смогут, лишь объединяясь в различные союзы: по прогнозам экспертов, более 75% существующих на текущий момент Интернет-компаний не смогут выдержать конкуренции и, значит, обанкротятся. Сильные и богатые объединения, наоборот, в случае неблагоприятной ситуации будут удерживать себя на плаву за счет внутренних ресурсов своей компании.
Итак, мы видим, что, если продавцы и бизнесмены, занимающиеся интернет-торговлей, смогут устранить существующие недостатки, найдут способ стать более удобными для покупателей, владельцам оффлайновых магазинам придется побороться за свое место под солнцем.