Чуть больше года назад в стране появилась организация Российское движение школьников. Что это — попытка возродить пионерию или площадка для общения, где каждый школьник может проявить свои таланты и способности?
Анна Спицына, председатель кировского регионального отделения Российского движения школьников, - о том, что даёт участие в этом проекте кировским школьникам, какие проекты активисты РДШ сумели реализовать за год своей работы, а что пока в планах?
От пилотов – к добровольцам
Юлия Ивакина, АиФ-Киров: Анна, многие сегодня сравнивают РДШ с пионерией. Сходство действительно есть или у движения другие цели и задачи?
Анна Спицына: Во многом РДШ действительно похоже на пионерию: по атрибутам, традициям, общему посылу. Однако у нас нет идеологической и политической составляющей, которая была раньше, да и участие в этом движении добровольно для всех школьников в возрасте от 8 до 18 лет.
Стать участником движения можно, зарегистрировавшись на сайте рдш.рф. Чтобы ребята подходили к своему выбору более ответственно и осмысленно, мы придумали торжественную процедуру посвящения, во время которой звучит девиз РДШ, ребятам повязывают галстук и вручают значок.
- Проект стартовал пока в нескольких пилотных школах города и области. Почему именно они стали первыми? Планируется ли расширять географию проекта?
- Пилотными площадками РДШ в Кировской области стали средние школы №27, 40, 47, 70 г. Кирова, Кировский лицей естественных наук, средние школы с. Бурмакино и с. Кстинино Кирово-Чепецкого района, средняя школа им. В.И.Десяткова в Белой Холунице. Ещё в двух районах - Немском и Уржумском - проект реализуется во всех школах. Во многих смыслах эти образовательные учреждения образцовые, в течение многих лет в них выстраивалась чёткая воспитательная система, которая принесла определённые результаты. Кроме того, они хорошо оборудованы в техническом плане.
Мы стремимся воспитать людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые смогут организовать не только свой досуг, но и «заразить» благой идеей тех, кто рядом.
География проекта уже начала расширяться. Многие школы выходят на нас с инициативой, чтобы и их учащиеся вступили в ряды Российского движения школьников, поэтому стараемся принять всех желающих.
Бонус - инициативным
- Что даёт РДШ школьникам? Есть уже результаты, поводы для гордости?
- Главная задача РДШ – показать школьникам, что инициатива в их руках, как было в пионерии, когда целые классы становились отрядами, создавались дружины и звенья, которые выполняли социально значимую и общественно полезную работу. Мы стремимся воспитать людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые смогут организовать не только свой досуг, но и «заразить» благой идеей тех, кто рядом.
Что касается результатов, мы пока делаем упор на «дни единых действий» - это наш главный формат, который определён на федеральном уровне. В основном они приурочены к каким-то праздникам или памятным датам, акцентируют внимание на определённой проблеме или ценности: патриотизм, ЗОЖ и т.д. В рамках этих мероприятий учащиеся разных школ могут встретиться на одной площадке, пообщаться, узнать что-то новое и применить эти знания на практике.
Ребята, ставшие победителями всероссийских проектов и конкурсов, имеют возможность поехать во всероссийские детские центры: «Смена», «Орлёнок», «Артек», «Океан». Путёвки им оплачиваются, что для многих становится хорошим бонусом и мотивацией для дальнейшей работы.
Снежный десант
- Расскажите о новых проектах, которые стартовали в этом году. Имеют ли они социальную направленность?
- В начале февраля стартовал социальный проект «Снежный десант», реализуемый совместно с кировской организацией «Российские студенческие отряды». Суть его в том, что несколько студенческих отрядов выезжает в районы области и в течение недели осуществляют трудовой десант - шефскую помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам и другим категориям граждан. Ребята помогают в благоустройстве социально значимых объектов, работают с младшими школьниками, проводят профориентационные и спортивные встречи, а вечером в каждом населённом пункте устраивают бесплатный концерт.
Много мероприятий будет приурочено к 9 Мая. Некоторые уже стартовали, например, акция «Письмо Победы», когда ветераны пишут письма своим однополчанам, а волонтёры РДШ помогают доставить эти письма адресатам. Дети пишут письма ветеранам с благодарностью за то, что они подарили нам всем возможность жить под мирным небом. Таких акций в этом году будет много, они имеют большой успех и очень любимы школьниками и студентами.
- Насколько меняются дети, став участниками РДШ? Есть ли своего рода «кодекс чести» для них, как в пионерии?
- Пока такого кодекса нет, но планируем его создать, причём при участии самих школьников. Главное, чтобы они сами определили, какими чертами характера должен обладать их сверстник, который вступает в ряды РДШ. А пока очень радует то, что ребята, ставшие участниками этого движения, действительно очень достойно и осознанно несут своё звание. В основном в наши ряды вступают старшеклассники, поскольку для них это более осмысленный выбор. РДШ только добавляет им уверенности в себе, дарит новые возможности, помогает раскрыть их таланты и способности, открывает перед ними целый мир, помимо их школы и сверстников.
Первостепенная задача - создание своего рода «ступеней роста», чтобы каждый школьник, вступая в ряды РДШ, понимал, что его старания, активность и труд будут вознаграждены.
Что касается внутренней работы в школе, многие участники РДШ становятся главными помощниками педагогов-организаторов, участниками школьных пресс-центров: сами создают видеоролики, пишут статьи, делают сюжеты и фотоотчёты. Это полноценные личности, которые многое умеют, постоянно учатся и совершенствуются, им можно доверить любое дело.
- Расскажите о направлениях, в которых ребята могут проявить свои таланты и способности, став участниками РДШ.
- На федеральном уровне у нас определены четыре направления, которые охватывают всю деятельность школьников в процессе обучения: личностное развитие, информационно-медийное и военно-патриотическое направления, гражданская активность. Обычно школьники выбирают как минимум два направления работы.
Заповедные уроки
- Знаю, что для участников РДШ проводится много конкурсов. Расскажите о тех, которые уже стартовали или планируются в 2017 году.
- В течение года мы стараемся устраивать различные мини-конкурсы и проекты, начиная от конкурсов рисунков и заканчивая написанием статей. Один из масштабных проектов будет посвящён Году экологии. В январе в кировских школах стартовала акция «Всероссийский заповедный урок».
Планируем провести конкурс среди школьных музеев. И надеемся, что многие школы, особенно сельские, примут в нём активное участие. В районах есть музеи, которые можно сравнить с музеями областного уровня.
- Расскажите о планах на 2017 год. Появятся ли в РДШ новые направления работы, какие?
- Сейчас мы работаем по тем направлениям, которые есть на данный момент. Главная задача на сегодня – обобщить весь опыт, накопленный за 2016 г. и составить планы на текущий год.
Первостепенная задача - создание своего рода «ступеней роста», чтобы каждый школьник, вступая в ряды РДШ, понимал, что его старания, активность и труд будут вознаграждены.
Во-вторых, планируем разработать так называемый «Кодекс чести российского школьника»: определить, какими чертами характерами должен обладать участник РДШ. Третья задача – создание городского или областного совета школьников, который будет работать наравне с советом взрослых, а также детского пресс-центра, которые есть уже во многих регионах России.
Пока мы ставим перед собой эти четыре задачи на год. Их выполнение станет, на мой взгляд, очень хорошим результатом. Лично я считаю, что сильно торопиться не стоит, иначе можно наделать много ошибок, которые придётся потом исправлять. Понятно, что стоять на месте не будем - мы двигаемся и стараемся успевать за тем, что предлагает нам федеральное руководство, но стараемся делать это вдумчиво и не спеша.