Хотя об инклюзивном образовании в России заговорили несколько лет назад, для многих этот термин малопонятен. Поэтому мы попытались разобраться, что же всё-таки присутствует в нашем регионе - инклюзия или иллюзия?
Нужен комплексный подход
«Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) жить в этом обществе, они должны социализироваться, получить профессию, адаптироваться в будущем, и общество должно их понять и принять, - говорит Ирина Сысуева, начальник отдела специального образования и социальной защиты детей и подростков департамента образования Кировской области. - К сожалению, в России с этим есть проблемы, и хорошо, что появилось такое инновационное образовательное направление».
Для особых учеников должны быть созданы особые условия. Начиная с 2012 года, в 13 общеобразовательных учреждениях области создаётся универсальная безбарьерная среда - с пандусами, подъёмниками, изменёнными санузлами, расширенными дверными проёмами. Приобретено специальное оборудование - учебное, реабилитационное, компьютерное - для обучения детей-инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями.
Внедрение инклюзивного образования требует комплексного подхода. Нужно готовить учителей к работе с учащимися с инвалидностью, а их родителей - к пониманию своих детей и того, что они в обычной школе могут столкнуться с определёнными трудностями. Нужно готовить мам и пап другой, так сказать, принимающей стороны, так как непонимание часто порождает конфликты. У этого процесса нет временных рамок, поясняет Ирина Всеволодовна, и образовательное учреждение в случае, если родители желают, чтобы их ребёнок обучался вместе со здоровыми сверстниками, обязано создать для этого условия. По уровню интеллекта эти дети могут не уступать остальным ученикам в классе, но требуют индивидуального подхода.
В Кирове создан Центр инклюзивного образования, в котором прошли обучение около 40 педагогов из обычных школ. По словам Ирины Всеволодовны, у них происходит полное переосмысление происходящего, и многие из тех, кто поначалу внутренне сопротивлялся, приходят к пониманию того, что такое инклюзия.

Но зачем изобретать велосипед, если для детей с ОВЗ уже создана целая система коррекционного образования? Доказавшая, кстати, свою эффективность. Так что же, она больше не нужна? Напротив, утверждают в департаменте образования, специальные коррекционные школы должны стать центрами ресурсного обеспечения для развития инклюзивного образования. У них есть и педагогические кадры, и методики работы с особыми детьми. Они готовы помогать общеобразовательным школам по всем вопросам.
В департаменте образования не отрицают: проблемы есть. И с финансами, и с восприятием инклюзивного образования педагогами, родителями, детьми. Проблемы необходимо решать. Начать реализацию инклюзивного образования важнее, чем ждать.
Барьеры - в головах
«Плохо относятся к непохожести именно взрослые, - считает Елена Лянгузова, руководитель Центра поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра», мама ребёнка с синдромом Дауна. - И этому они с малых лет учат детей, которые быстро схватываю, уже к первому классу превращаясь «в-этих-жестоких-детей».

Задавая вопрос, комфортно ли обычным детям находиться рядом с особым ребёнком, сначала спросите себя, комфортно ли вам рядом с человеком с ДЦП, или с аутизмом, или с синдромом Дауна? Скорее нет, чем да, потому что в детском саду и в школе вы не учились с такими детьми и почти ничего про них не знаете, а незнакомый объект может быть опасен или неадекватен, его нужно избегать. Но дети младшей группы детского сада полностью копируют поведение воспитателя, и, если окружающие их взрослые ведут себя адекватно по отношению к особым детям, дети начинают воспроизводить это отношение, а затем позднее оно переходит в собственную личную позицию.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть