aif.ru counter
228

Дарить детям счастье. Чем школа привлекает молодых учителей?

Мария Королева, учитель английского языка из кирово-чепецкой гимназии №1 уверена, что профессия педагога дает массу возможностей для самореализации

Спортсменка, умница, и просто красавица

- Мария Юрьевна, как вы молодая-красивая попали в школу на непомерные нагрузки и низкую зарплату?

- Когда я училась в школе у нас была практика наставничества, когда ученики среднего звена присматривают за теми, кто учится в начальных классах. Так, будучи пятиклассницей я вместе с другими желающими проводила уроки для малышей. Во время летнего пришкольного лагеря, в котором принимали участие наставники и учащиеся педколледжа, ко мне подошла учительница и заметила, что я провожу мероприятия лучше студентов, хотя сама была ребенком! Она сказала, что мне нужно поступать на педагогический. Тогда я об этом всерьез не задумывалась — меня увлекали иностранные языки. Получилось, что я поступила в педагогический вуз на факультет лингвистики. На тот момент я не думала о будущей зарплате, была цель поступить в институт. Когда процесс обучения подходил к концу, я понимала, что в школу идти не стоит — маленькая зарплата и увлечет надолго. Тем не менее, так и получилось.

- Не жалеете, что так вышло?
- Ничуть не жалею! У профессии учителя много плюсов: работаешь с детьми, занимаешься тем, что тебе действительно нравится. Бонусом является и большой отпуск, а для молодых мам с маленьким ребенком это очень удобно. Рабочий день ограничен уроками, а дальше сам планируешь, как построить этот день. На тот момент, когда у меня дочь была маленькая мне это было очень удобно. Сейчас дочь подросла и учится во втором классе в той же гимназии, где я преподаю. То есть мы идем в школу вместе и вместе уходим. Я могу помочь ей с домашними заданиями, с теми же языками, с которыми у многих проблемы.

Больше, чем учитель

-Дети с восторгом отзываются о вас и ваших занятиях. Чем вы их заинтересовали?

- В первую очередь, отношением - стараюсь уважать их и, в случае необходимости, помочь. Дети видят во мне друга: делятся со мной тем, чем не делятся с родителями. Возможно, здесь роль играет возраст, они не воспринимают меня, как строгого учителя. После уроков они приходят делать домашние задания, потому что знают — я не только помогу с уроками, но и мы можем просто пообщаться.

- Как же учительская строгость?

- Она есть, но только на уроках — здесь зависит от того, как ты строишь занятие. В начальной школе мы делаем и физкультминутки в танцевальной форме. В среднем звене занятия проходят в более серьезном формате, но тем не менее, я стараюсь сделать их увлекательными, чтобы у ребят не угасал интерес.

- Вам самой нравилось учится в школе?

- Мне было легко учится, трудностей или нежелания идти в школу я не испытывала. Я принимала активное участие не только в олимпиадах по предметам, но и участвовала в спортивных соревнованиях. Чтобы выигрывать состязания специально записалась в спортивную секцию. У нас и не было пионерии, а были «Орлята России», нас принимали в начальной школе в цветики-семицветики, а потом в орлята. Я была командиром класса и входила в штаб лидеров школы». Принимала участие в организации внеклассной деятельности: КВНах, вечерах, чаепитиях. Надо жить интересно, чтобы все успевать.

Неконкурентная борьба

- В прошлом году вы принимали участие в финале Всероссийского конкурса «Учитель года», чем для вас стал этот конкурс? Довольны ли вы его результатом?
- Результатом я, конечно, довольна. Многие не верили, что я попаду даже в 15 лучших учителей России и меня не заметят. Тем не менее, я себя уверенно чувствовала – настолько сильна была поддержка не только моих коллег, но и абсолютно незнакомых людей, которые поддерживали меня в социальных сетях. Меня это воодушевляло и хотелось «зажечь». Конкурс стал для меня таким моментом, когда ты систематизируешь всю свою работу и приводишь все в порядок, не только в профессиональном плане, но и в своей голове. Для меня это большая систематизация опыта, ты идешь от цели к цели. Плюс еще это общение. Мы до сих пор поддерживаем общение с другими участниками конкурса. Сейчас я тоже наблюдаю за тем, как проходит конкурс в этом году — очень переживаю, болею, иногда мне хочется оказаться там.

Фото: Предоставлено автором

 

- Мария Юрьевна, а как же стресс, который, как правило, испытывают участники конкурса?

- Никаких стрессов из-за конкурса не испытывала. Изначально я принимала участие в конкурсе среди молодых педагогов, потом вышла на основную номинацию «Учитель года», в начале это был городской этап, затем окружной, областной...Это растянулось на два года, на третий был всероссийский уровень. За это время я успела привыкнуть к конкурсной борьбе и момент выступления на сцене превратился в увлекательный процесс, от которого можно получить удовольствие. Мне все было в радость.

- Неужели не было соперничества?

- В основном участниками конкурса были мужчины, и они разряжали обстановку. Мы много шутили и никакой борьбы не было. Не было никакого желания никого «завалить» - каждый двигался по своей траектории, по своему пути. У всех своя цель. У меня была цель победить.

- Всероссийский этап уже позади, куда будете двигаться дальше?

- Все думаю, когда начну спокойно работать: ходить на уроки, проверять тетрадки, готовиться к экзаменам. А это не приходит (улыбается). Я все время к чему-то стремлюсь. В первую очередь, хочу аттестоваться на высшую категорию. В скором времени отправлюсь в Индию в составе делегации из Кировской области. Сейчас индийские учителя приехали в нашу гимназию по программе обмена опытом. Мне очень интересно узнать, как у них выглядят школы, как построены занятия – почерпнуть что-то для себя. Тем более, я ни разу не была заграницей. Нельзя отказываться от такой возможности.

Педагогический обмен

- Вы уже успели пообщаться с индийскими коллегами. Чем их отличается их система образования от нашей?
- Учебные заведения делятся на государственные и частные. В платных школах качество образования и сам процесс обучения гораздо выше, а в государственных даются самые азы. У нас наоборот, государственная школа — залог хорошего уровня образования. Джахандир Бакал приехал по обмену опытом в Кирово-Чепецк, занимает пост руководителя школы, и он рассказал, что количество учеников в их учебном заведении – более четырех тысяч! К слову, в нашей гимназии всего обучаются более 800 человек. Позволить обучаться в такой школе могут только дети из богатых семей, но берут и одаренных ребят (примерно 25%), которые проявили себя — их обучение оплачивают спонсоры. Некоторых индийских делегатов удивило, что в наших школах есть столовые – в их школах ученики приносят обеды с собой.

- Как вы успеваете при такой активной профессиональной деятельности уделять время семье?

- Сейчас супруг помогает и поддерживает меня. С пониманием относится, когда нужно где-то задержаться, когда ученики готовятся к олимпиадам и конкурсам. Но в самом начале он предлагал уволиться и сидеть дома, но он видит, что есть результат. Дочка тоже поддерживает. Когда я принимала участие в областном этапе «Учитель года» она написала мне записку и положила ее в пенал, который я везде ношу с собой, но перед конкурсом, я не успела прочесть содержимое послания. Прочла уже дома после церемонии награждения: «Мария Юрьевна, вы победительница!». До сих пор не могу понять, каким образом она догадалась — записку писала, когда результаты не были известны. Еще она дает советы в каком платье мне выступать, чтобы победить.

Секреты мастерства

- Не могу не отметить, вы прекрасно выглядите. Как вам удается «держать марку»?

- Мне кажется, это «фишка» любого учителя — хорошо выглядеть. Думаю, многие отмечали, когда видят своих педагогов спустя много лет после окончания школы, они нисколько не изменились!
Общение с детьми дает много сил. Важно помнить, что ученики всегда смотрят на тебя, им хочется смотреть на красоту. Мне приятно, что даже мальчики отмечают мои наряды. Любая девушка вне зависимости от профессии должна выглядеть хорошо.

- Есть ли у вас любимый фильм или книга про школу? На кого из героев вы равняйтесь?
- Честно говоря, у меня мало времени на просмотр фильмов и кино о школе я не припомню. Во время учебы в институте мы читали труды Макаренко. Я была по-настоящему восхищена тем, как он описывал свой опыт по проведению уроков с непростыми ребятами. Моя подруга до сих пор меня называет «мой Макаренко».

- Как правило, молодые перспективные специалисты стараются покинуть глубинку и отправляются в большие города. У вас не было мысли уехать?

- После учебы в вузе два года проработала в Вятской гуманитарной гимназии и тогда я поняла, что хочу работать в школе, где есть отдача от учеников, где языком действительно интересуются. Семейные обстоятельства сложились таким образом, что я переехала в Кирово-Чепецк. Первое время он мне казался слишком маленьким, но сейчас я считаю его своим домом. Поначалу работала в лицее, но это учебное заведение ориентировано на физиков и математиков, а мне, как молодому педагогу, хотелось большей заинтересованности в языках от учеников, и я поступила на работу в гимназию. И в первый год работы там я приняла участие в конкурсе среди молодых учителей. Оглядываясь назад, дума: как бы складывалась моя судьба не попади я в Кирово-Чепецк?..

Фото: АиФ/ Валентина Бирюкова

 

- Оптимизма вам не занимать! Что позволяет вам сохранять позитивный настрой?

- Я верю: все, что не делается - все к лучшему. Надо везде видеть только плюсы. Своим ученикам говорю, когда они расстраиваются из-за двойки, что не стоит переживать. Главное, помнить о том, что у тебя есть – ты здоров, у тебя живы родители, у тебя есть, что покушать, а все остальное можно поправить. Если верить в чудо, то так и будет. Во время учебы в институте мне предстояло сдать экзамен по русскому языку. Преподаватель предупредила, что у нее есть «счастливый билет» в нем самый первый вопрос экзамена, а второй вопрос предлагался по выбору, до нас никому этот билет не попадался, и тогда подумала, что он должен достаться именно мне! Готовясь к экзамену, я была в этом уверена. Каково было мое удивление, когда на испытании мне выпал тот самый билет!

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество