В это воскресенье, 1 апреля, в филармонии в рамках XII Международного музыкального фестиваля «Вятская весна» состоится концерт Вятского симфонического оркестра имени В. А. Раевского. В преддверии этого события мы пообщались с солистом, скрипачом Кириллом Запольским.
Музыка внутри
- Кирилл, расскажите, что предложите зрителю на предстоящем концерте?
- Буду играть пятый концерт Моцарта - это большое произведение на полчаса, его могут играть музыканты, обладающие определёнными навыками, умением, опытом. Для меня это своего рода достижение. Моцарт - это всегда экзамен для исполнителя любого уровня. Я благодарен руководителю оркестра Константину Маслюку за то, что он доверил мне это произведение. Если честно, я волнуюсь.
- Неужели вы переживаете перед выходом на сцену?
- Волнуюсь каждый раз - без этого невозможно представить себе выступление. Если музыкант или артист теряет это, то значит, он «изросся» - ему нечего предложить публике. Сейчас мне кажется, что мне есть что предложить. Я волнуюсь, потому что переживаю: смогу ли я передать зрителю всё то, что подготовил, что мог бы донести. Нечасто это звучит в нашем городе - по ряду причин. Одна из них - эта музыка сложна в интерпретации. Иногда возникает сложность в восприятии публикой. Мне хочется, чтобы моё исполнение ввело в тот образный мир и зритель почувствовал всю красоту.
- А зрителя вы ожидаете? По-моему, сейчас его интересует совсем иная музыка…
- Запрос на классическую музыку не ослабевает: на концертах нашего симфонического оркестра всегда полный зал.
- С чем вы связываете популярность классики?
- 99 процентов музыки, которую слушает большинство людей, относится к песенному жанру. Не хочу никого обижать, но в один момент это всё приедается. А что после песни? А после неё есть бездонный мир инструментальной музыки. Если песне придаёт образ, прежде всего, текст, то в классической музыке этот образ не оформлен материально - его невозможно потрогать, ощутить всю мощь. Он гораздо глубже, богаче. По мере развития человека он приходит к классической музыке, к её пониманию. Если семь лет назад на концертах симфонического оркестра сидели в основном люди среднего и старшего возраста, то сейчас всё в большей степени я вижу молодых людей, и это говорит о том, что мы делаем всё правильно. Люди хотят понять нечто большее, чем песни. Получить ответы на какие-то внутренние вопросы.
- Как вы относитесь к экспериментам, когда, например, рок-музыку исполняют симфонические оркестры?
- Убеждён, что участие классических музыкантов на рок-концертах всё облагораживает. Музыка предстаёт в новом свете, и это интересно. Отчасти это определённый выход из кризиса жанра. Рок пережил свой пик славы. В наше время выходят на первый план сублимации, объединения чего-то с чем-то. Допустим, если в поп-музыку добавить народную, она звучит по-другому и котируется.
Главный выбор
- Чем вас привлек путь музыканта?
- Лет в 10-11 осознал, что стезя симфонического музыканта - это возможность получить ту самую свободу, к которой стремится каждый. К слову, в то время музыканты не имели какого-либо уважения в обществе. Их воспринимали как шутов и балагуров, и чем веселее, тем лучше. Трагедия, которая разыгралась в стране в начале 1990-х, увела людей от правильного пути. Тогда торговать на рынке было гораздо престижнее, чем учиться на инженера и потом работать по специальности на заводе. Тем не менее, я услышал в классической музыке, что это всегда будет востребовано, это не переходящая вещь, она не имеет срока годности.
- Неужели вам, как любому мальчишке, не хотелось покинуть музыкальный класс и пойти играть во двор?
- В детстве ребёнок должен быть счастливым. Меня занятия в музыкальной школе делали счастливым: там были мои друзья, определённый круг общения, который сильно отличался от общеобразовательной школы. Никто меня не заставлял заниматься - мне самому хотелось это делать.
- Почему вы остановились на скрипке?
- Всё очень просто: родителям предложили купить пианино, но они отказались: дороговато, да и места нет. После чего им предложили скрипку, которую они взяли.
- В вашей семье есть ещё музыканты? Зачем вас отдали в музыкальную школу?
- Родители хотели большую семью и с успехом воплотили эту идею в жизнь. У меня два брата и сестра. И в определённый момент им не стало хватать времени на меня и они отдали в музыкальную школу.
- Вы удостоены звания лауреата международного конкурса и довольно много достигли на музыкальном поприще. Чем вы гордитесь?
- Это признак современности: если человек лауреат, то это говорит о том, что он чего-то достоин. Я не люблю это слово по разным причинам. Как правило, я прошу, чтобы моё лауреатство не объявляли на сцене. В советской России, когда человек был лауреатом, то это означало, что это человек с Большой буквы, больших перспектив, потому что лауреатами становились единицы в стране. Конкурсы носили соревновательный характер, по сложности и накалу страстей схожие с Олимпийскими играми. В этом был какой-то смысл, сейчас лауреатов всевозможного пошива масса. Сейчас трудно себе представить, что человек, который выходит на сцену, не лауреат. Поэтому само по себе лауреатство я не приветствую. Есть то, чем я горжусь. К примеру, в 2016 году я был стипендиатом правительства России и получал стипендию как молодой деятель культуры, который работает в провинции до 35 лет. Вот это большая вещь, в тот год выбрали 16 человек со всей страны. Это значимое достижение.
- Кирилл Запольский стал определённого рода брендом для кировской сцены. Вам никогда не хотелось выйти за её пределы и работать в больших городах?
- Это очень приятно, что моё имя связывают с качеством. Я жил в Москве и Санкт-Петербурге - я был везде, где только можно, но я специально приехал в Киров. Меня не надо куда-либо отправлять! Мне здесь интересно.
- Как вам вятский зритель?
- Ужасно его люблю! Он инертный. Поясню, что подразумеваю под этим словом. Обычно на концертах нельзя услышать крики «Браво!». Как правило, люди слушают, оценивают, аплодируют, но никогда не произносят «Браво!». Это может быть только на кировской сцене - в определённый момент в зале происходит нечто такое, сродни чуду. И зрители после концерта тебя благодарят за это: хлопают чуть громче и кричат «Браво!». Это замечательно!
О личном и материальном
- Прибыльно ли быть музыкантом в Кирове?
- Да, очень прибыльно.
- Вы не шутите?
- Нет, не шучу. Я свободен, и мой доход зависит только от меня: могу заработать, как дворник, а могу, как губернатор, - все зависит от того, что мне нужно на данный момент и какие ресурсы у меня есть. Я берусь за любую работу: выступаю сольно или в составе коллективов.
- Вы похожи на актёра Райана Гослинга. Вас часто с ним сравнивают? Как вы относитесь к этому сходству?
- Да, мне говорили, что я чем-то похож на Райана Гослинга. Действительно, есть некое сходство, но должен заметить, что его физическая форма гораздо лучше моей (улыбается). Я не могу столько времени уделять спорту: я музыкант. А вообще меня никак не трогает наша похожесть: не стремлюсь к тому, чтобы кому-то подражать.
- Чем наполнена ваша жизнь помимо музыки?
- На данный момент ремонтом квартиры. Делаю его сам, и мне в этом помогает супруга - мы любим вместе собирать мебель. У меня сложилось представление, что мне необходимо, поэтому свой дом я строю сам. Такое понятие, как евроремонт, для меня нечто чуждое, и я всячески стараюсь его избежать.
- Супруга тоже музыкант?
- Да, она преподаёт в колледже искусств И. В. Казенина, она так называемый теоретик: она может и поиграть, и спеть, и всё рассказать про музыку.
- Она для вас критик или советчик?
- В свою внутреннюю работу не впускаю никого. Тут я сам по себе: сам определяю, хорошо или плохо сделал. Она не ходит на мои концерты, потому что знает, что я буду волноваться и это будет излишним.
- Как она относится к вашим поклонницам?
- Очень ревностно. У меня есть одна большая проблема - я не умею врать. Она довольно чувствительный человек, и если поймёт, что я говорю неправду, то расстроится, и это будет значить, что я разрушу свою жизнь. А я не готов лишаться всего того, что сейчас есть.
- Неужели вам неприятно, что женщины вам оказывают знаки внимания?
- Если честно, то я об этом не думаю: я озадачен качеством своей работы, а то, что в конечном итоге получается, мне неинтересно.
- Ваша дочь пошла по стопам родителей?
- Ей всего четыре с половиной года, и она ужасно талантлива, будет ли она заниматься музыкой - решать ей. Многие родители сейчас подвержены тенденции: если ребёнок не ходит на танцы, музыку, гимнастику, английский, в бассейн, то это значит отстать от времени и не заботиться о ребёнке. Для меня главное, чтобы мой ребёнок был счастлив и занимался тем, что хочет, - заставлять и назидать я не буду.