Примерное время чтения: 10 минут
1993

400 лет промысла. Дымковская мастерица о символе Вятского края

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. №24 10/06/2015
Дымковская игрушка отличается простотой форм и яркими красками.
Дымковская игрушка отличается простотой форм и яркими красками. / Юлия Пермогорцева / АиФ

2 июня оборвалась жизнь известной кировской мастерицы дымковской игрушки Лидии Фалалеевой. На ее творчестве, ее игрушках выросло не одно поколение мастериц. Однако свое дело она передала, и частичка ее души непременно останется в созданных ею игрушках.

Анна Лалетина пришла в дымковский промысел более десяти лет назад именно благодаря Лидии Фалалеевой. Игрушка стала для нее неотъемлемой частью жизни: чем-то таким, без чего жизни не представляешь.

Традиции промысла

Юлия Пермогорцева, АиФ: Анна Анатольевна, как Вы пришли в промысел?

Анна Лалетина: Увлекла и заразила Лидия Сергеевна Фалалеева. Если бы не она, то была бы я в промысле - это еще неизвестно. Потому что она действительно великий мастер, выдающийся. Который, к сожалению, ушел от нас. Но она стольких обучила и столько мастериц заинтересовались дымкой именно благодаря ей!

Раньше я этого не понимала: вот это яркое, кричащее. Но Лидия Сергеевна увлекла, и я просто влюбилась в дымковскую игрушку. На самом деле, игрушку нельзя не любить и не уважать. Это все-таки 400 лет нашего вятского промысла. Надо понимать и уважать свои традиции. Необходимо их сохранить и передать следующим поколениям.

Вот так неприметно выглядят только что слепленные игрушки. Фото: АиФ/ Юлия Пермогорцева

- Все знают, как выглядит игрушка. Но что представляет собой процесс ее изготовления?

- Сначала заготовка лепится из глины, потом сушится. У высушенной игрушки меняется цвет, и она немного уменьшается в размере. После этого она обжигается, и цвет у нее становится терракотовый. У меня специальная муфельная печь, которая разогревается до 900 градусов, а потом медленно остывает, в ней игрушка обжигается примерно сутки. Потом мы ее белим, расписываем и украшаем кусочками сусального золота.

После обжига игрушки становятся терракотового цвета. Фото: АиФ/ Юлия Пермогорцева

- Нужен какой-то специальный материал?

- Мы закупаем глину в Проснице. Я, например, беру сразу килограмм сто. Месяца на три хватает.

Вокруг подделки?

- Куда потом отправляются игрушки, которые вы лепите?

- У меня есть свой круг ценителей, для которых, преимущественно, я и леплю. Что-то закупается музеями. Бывают тематические выставки, творю специально для них. Какие-то удачные вещи оставляю себе. Порой просто хочется что-то сделать. Вот когда у нас была выставка к 70-летия Дня Победы, я слепила своего деда Ивана Павловича. Он пришел с войны в 1942 году, с ранением после госпиталя. Его ждала мама в деревне, и она вскоре умерла с голоду. Это мне навеяло композицию.

- В почти каждом сувенирном магазине есть дымковские игрушки. Неужели все они создаются руками мастериц?

- Сейчас часто встречается, что кто-то вроде чему-то научился и сидя дома что-то делает. А потом продает в магазины. В основном, такие игрушки на прилавках и лежат. Сделаны они без души, абсолютно одинаково, с нарушением традиций. У настоящих мастериц игрушки всегда отличаются, не похожи одна на другую.

Сейчас такое время, когда вроде бы можно все, а дымка на волне популярности. Но чтобы вырасти в мастера, нужно находиться в промысле, в коллективе. Каждый месяц у нас художественный совет, который оценивает, дает рекомендации. И благодаря этому ты можешь вырасти как мастер и понять, что можно, а что нельзя.

И надо обязательно смотреть на старую игрушку и ориентироваться на нее. Слава богу, в наше время много различных книг. Кажется, что она такая яркая и простая, но в этой простоте очень строгие традиции.

Источником вдохновения мастерицы могут служить различные жизненные ситуации, тогда в незатейливой с виду композиции появляется свой сюжет. Фото: АиФ/ Юлия Пермогорцева

- Есть места, где можно быть уверенным, что ты покупаешь настоящую игрушку?

- При музее «Вятских художественных промыслов» есть магазин. Там точно настоящие. Конечно, художники могут сдать и в обычный сувенирный магазин, но они там будут стоять рядом с некачественными. А простому покупателю очень сложно сориентироваться и сделать правильный выбор.

За кем будущее

- Молодые сейчас учатся?

- Да, девчонки приходят. Но обычно бывает так, что, если пятерых набрали, максимум трое останутся. Все равно какой-то процент отсеивается. Учеников набирают, но, на мой взгляд, в последнее время не очень успешно.

- А мужчин в промысле совсем не бывает?

- Слышала я об одном. Но он все хотел автоматизировать процесс. А это что-то совсем другое. Все-таки дымковская игрушка - это исключительно женский промысел.

- Различаются ли игрушки разных мастеров?

- Я смотрю на свою игрушку, которую сделала 2-3 года назад. И вижу, что я уже не так делаю. Например, у барынь стали стройнее талии. Такие мелочи посторонний не замечает, а мастерицы друг у друга видят. И если отличается то, что я делаю, то как отличается игрушка одной мастерицы от другой! Раньше мы могли по отпавшей после обжига оборке, по какой-то шляпке понять, кому это принадлежит.

Такие игрушки в магазинах и музеях вы не найдете: это исключительно творческие порывы автора с сознательным отступлением от традиций. Фото: АиФ/ Юлия Пермогорцева

- Что изменилось за последние годы в дымковском промысле?

- Конечно, иногда хочется привнести что-то свое. Например, прекрасная маркиза с телефоном и с газетой «Нива»: конечно, ничего такого быть 400 лет назад не могло. Это такие творческие вещи, очень спорные, которые кому-то нравятся, кому-то нет. Но все равно все держится на традициях. Мы покупаем те же краски, что и покупали 20 лет назад, в тюбиках. Наводим так же, как наши бабушки. Я, например, развожу на белке яйца. Старая игрушка раскрашивалась земляными красками, поэтому она неяркая, приглушенных тонов. Сейчас есть возможность расширить цветовую гамму, но нужно быть очень осторожными.

«Это сказка такая»

- Для чего все же, как вы считаете, существует дымковская игрушка?

- На то она и игрушка, чтобы вызывать положительные эмоции у людей. И мы сами все в нее играем. Это сказка такая. Ты в нее погружаешься, и, хорошее ли у тебя настроение, плохое ли, легче становится. Это мир, где все живет по своим законам и традициям. Это затягивает и очень увлекает. Часто к нам приходят люди на мастер-классы, и им так тут хорошо и спокойно, что они сидят и не хотят уходить.

- Сейчас активно расписывают дома под дымку, как вы к этому относитесь?

- Когда это все в меру и смотрится гармонично, я отношусь к этому положительно. Однако мне не нравится, когда игрушку начинают повально использовать в рекламе. Это тоже можно, если сделана какая-то стилизация, но я часто сталкиваюсь с такой ситуацией: берут из интернета фотографию игрушки какой-нибудь мастерицу и ставят ее в рекламу. Фактически это плагиат. Нужно все же серьезнее к этому относиться.

- Анна Анатольевна, есть ли тогда будущее у традиционной дымковской игрушки?

- Будет она жить. 400 лет она жила и будет жить. Благодаря нам в том числе. Мы стараемся и рассказывать об этом, и мастер-классы показывать. Конечно, у молодых девушек особого рвения заниматься этим нет. Многим кажется, что это скучно и что бабушки этим занимаются. Но я считаю, что для женщин вообще прекрасная профессия.

- Недавно на Спасской открылся музей вятской глиняной игрушки. Как вы думаете, это поспособствует увеличению интереса к дымке?

- Конечно, тем более, все это очень позитивно. Там очень красиво, на высочайшем уровне все сделано! Да и место выбрано очень удачно, располагается в старинной части города. Остается только радоваться. Дай Бог существования этому музею. Мы же тоже долго работали над открытием, ряд мастериц делали рельефы, панно. Он нам очень нужен. И мы ему нужны.

Досье

Анна Лалетина. Родилась в Кирове в 21 января 1970 году. Пришла в дымковский промысел в 1988 году. Член Союза художников с 1998 года, училась у Заслуженного мастера Лидии Фалалеевой. Дымковская мастерица, участница во многих выставках.

Если вы хотите купить настоящую дымковскую игрушку

- Лучше покупать игрушку в предназначенных для этого местах: например, в магазинах при музеях.

- У настоящих мастериц никогда не бывает одинаковых игрушек, так или иначе, они будут отличаться какими-то деталями. Если в ряд стоит несколько абсолютно неотличимых друг от друга игрушек, можете быть уверены, это работа скорее самоучек, нежели мастеров.

- Обращайте внимание на качество игрушки, на лепку и цветовую гамму. У мастериц игрушки всегда аккуратные. Также у дымки очень яркая роспись, но существуют определенные правила. Например, в традиционной игрушке не могут присутствовать необычные цвета: фиолетовый или ярко-бирюзовый.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах