Примерное время чтения: 5 минут
294

Бешеный рост. На сколько подорожает проезд в Кирове и пригородах?

Максим Кимерлинг / АиФ

В конце 2019 региональная служба по тарифам (РСТ) получила предложения об увеличении тарифов на проезд сразу от нескольких перевозчиков. Эксперты считают, что время для такого шага выбрано не слишком удачно: доходы кировчан уже давно почти не растут, а тут, наоборот, ожидается рост расходов. А ведь главное, чтобы проезд оставался доступным для жителей Кирова и районов.

АТП и перевозки в Кирове

В 2012 году проезд в общественном транспорте Кирова стоил 15 рублей, а к 2017 году услуга стоила уже 22 рубля. Рост за пять лет составил 47%. Однако с тех пор тариф ни разу не пересматривался.

Бензин при этом в 2017 году стоил 37 рублей за литр, а сегодня — уже 49 рублей. Перевозчики покупают такие же объёмы топлива, а по деньгам разница близка уже к 30 млн рублей в год.

«Электроэнергия, тепло, вода тоже дорожают, но эти траты мы в тариф не включаем: покрываем непрофильной деятельностью, например, сдаём помещения в аренду», — рассказал на заседании профильной рабочей группы Общественной палаты Кировской области директор АТП Сергей Волков.

По словам перевозчика, горюче-смазочные материалы, запчасти, зарплаты и транзакции отнимают 85% от всех доходов предприятия. При этом в АТП продолжают обучать водителей за свой счёт. Курс обучения одного водителя троллейбуса обходится компании в 80 тыс. рублей, — и при этом водителей всё ещё не хватает. Волков назвал труд водителей «неблагородным» и «тяжёлым»: они выходят на смену в 05.00 часов и работают по полдня, зарабатывая в среднем 34-35 тыс. рублей (в троллейбусах — 27 тыс. рублей).

При этом падает пассажиропоток: в автобусах за 2017-2019 годы стало на 2% меньше пассажиров, в троллейбусах — на 5%.

Выход из ситуации, считает Волков, — поднятие тарифа до 26 рублей. Это себестоимость разового проезда кировчанина. Зарплаты сотрудников при этом он обещает поднять на 11%. Правда, в такой тариф не заложена покупка новых автобусов и троллейбусов, стало быть, качество перевозок вряд ли будет повышаться вместе со стоимостью проезда.

Главной проблемой Волков называет отсутствие поддержки властей: субсидий от города АТП не получает.

КПАТ и пригородные маршруты

Директор компании «Кировпассажиравтотранс» (КПАТ) Денис Пырлог на встрече в Общественной палате первым делом напомнил, что за последние три года компания закупила 10 новых автобусов, работающих на газомоторном топливе; все они используются на пригородных маршрутах. Но такая покупка не состоялась бы за счёт прибыли от самих перевозок: выручают услуги, оказываемые КПАТ по ремонту машин и частным заказам.

Напомним, не так давно проезд в пригородных маршрутах перестал рассчитываться за километр поездки: теперь тариф тот же, что и в городе — фиксированные 22 рубля.

«Ожидали, что к нам перейдут пассажиры от нелегальных перевозчиков, — поделился Пырлог. — Так, по перевозкам в Бахту рассчитывали выручить 26 млн рублей. Но раньше билеты туда стоили около 50 рублей, а сейчас — в два с лишним раза меньше. Само собой, мы несём убытки, ведь пассажиров в два с лишним раза больше не стало».

По методике в КПАТ предлагают брать с пассажира по 4 рубля 76 копеек за километр поездки. Однако Денис Пырлог подчёркивает: нельзя перекладывать всю финансовую нагрузку на пассажиров.

РСТ и новые цифры

Глава РСТ Максим Михайлов, также присутствовавший на встрече, рассказал об экспертизе предложений перевозчиков по увеличению тарифов. Итоговые цифры, предлагаемые к введению с 1 февраля 2020 года: 26 рублей за проезд по городу, 4 рубля — километр поездки на пригородных маршрутах.

«Это максимальные показатели, — пояснил Михайлов. — Если перевозчики поймут, что после роста тарифов несут ещё большие убытки из-за снижения пассажиропотока, никто не помешает им попросить вернуть прежний тариф».

Именно этого и опасаются представители транспортных компаний. Денис Пырлог ожидает двоякого эффекта от тарифных нововведений, ведь количество пассажиров на пригородных маршрутов вскоре может снизиться сразу на 10%.

«Почему-то у нас всегда оставляют один на один потребителя и производителя услуг, — заключил председатель рабочей группы Евгений Сметанин. — Первым делом мы должны обратиться к руководству города и области. Сегодня без участия бюджета, перекладывая все траты на граждан, мы не найдём выхода из проблемы. Нужно рассмотреть возможности дотаций, компенсаций, поддержки перевозчиков. Мы будем просить отсрочить нововведения по тарифам хотя бы на полгода. А лучше — на период, пока не будет принято решение о комбинированном покрытии расходов при участии бюджета».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах