Виктор Бикинеев – человек-легенда, причём не только для вятского края. Он побил немало мировых рекордов по плаванию в ледяной воде, но уверен, что достижения в спорте не главное. Важнее – качество и продолжительность жизни, а работа над этим – целая наука.
Чем «морж» не «медведь»?
Юлия Ивакина, АиФ - «АиФ-Киров»: Виктор Сайдович, с чего началось ваше увлечение моржеванием?
Виктор Бикинеев: Вариантов баек, когда и как я начал моржевать, у меня достаточно много. Больше всего мне нравится рассказывать такую версию: как-то шёл я, решил срезать дорогу и поплыл по реке. На самом деле всё произошло, конечно, не так. Случилось это примерно в 1990 году, когда я всерьёз задумался о своём здоровье. Каждое утро я стал начинать с физзарядки и купания в реке, благо живу от неё на расстоянии примерно в 200 метров. Очень скоро заметил, что самочувствие улучшилось. Купаться начал ещё летом и не заметил, как река льдом покрывается. Так я стал моржевать. Потом примкнул к кировским «моржам», купались с ними в дендропарке. Позже познакомился с ребятами из Москвы, которые занимались моржеванием профессионально.
Со временем мне составила компанию по увлечению моя будущая супруга Елена Борисовна. Приобщилась к плаванию в холодной воде и наша кошка Мася. Так мы стали всемирно известной моржовой семьёй.
«Моржи» занимаются кратковременным погружением в холодную воду, а «медведи» преодолевают длинные дистанции.
- Как так получилось, если кошки славятся своей нелюбовью к воде?
- С первых дней Мася сильно к нам привязалась. А поскольку мы часто ходили с утра купаться на реку, то нередко брали на прогулки и нашу питомицу. Однажды я зашёл в воду вместе с нею, она сидела у меня на плече. Я нырнул, а кошка осталась на поверхности воды. Каково же было наше с Еленой удивление, когда она не к берегу, а за мной поплыла. Вода, правда, тёплая была. Вот так она и стала марафонской пловчихой.
А однажды поздней осенью мы плавали между льдин, а Мася ждала на прибрежной льдине. Пока мы выходили, переодевались, льдина, где сидела Мася, откололась и стала быстро отходить в центр реки. Кошка начала метаться, а мы на берегу начали снова раздеваться, но не успели, так как отважная Мася прыгнула сама в ледяную воду и поплыла к нам, а расстояние немалое - метров 20. Вышла, отряхнулась и к нам на руки просится, чтобы согреться. Потом мы стали брать для неё сумку с пледом и тёплую воду в бутылочках, чтобы Масе было где согреться.
- Как сейчас поживает ваша кошка-рекордсменка?
- Сейчас Мася проживает у родственников. Природа взяла своё – кошка полюбила кота, у неё пошли котята-моржата, и забросила она зимнее плавание. Сейчас мы «моржуем» с супругой вдвоём. Кстати, она тоже поставила несколько рекордов: проплывала по 10 километров трижды, при температуре +8-10 градусов. Вместе с женой мы переплывали Волгу, в районе Твери, преодолев расстояние около одного километра.
Главное – соблюдать во всём меру и не перегибать палку, в этом кроется ключ к долголетию.
- В 90-е годы вы создали «Международный клубный альянс «Белые медведи», который объединил тысячи любителей плаванья в ледяной воде. Выходит, ваше увлечение моржеванием переросло в нечто большее. Чем отличаются «моржи» от «медведей»?
- Моржевание – это физкультура, занятие спортом для здоровья. «Моржи» занимаются кратковременным погружением в холодную воду, а «медведи» преодолевают длинные дистанции. Это направление называют марафонским зимним плаванием. «Белые медведи» - и есть мои последователи.
- Наукой чётко определено, что не каждый человек может быть «белым медведем», то есть долго плавать в холодной воде. Некоторым людям это даже противопоказано. Многие могут провести некоторое время в холодной воде – для поддержания здоровья, но длительное пребывание в ней выдерживают не все. В шутку скажу, что справиться с этим могут те, у кого есть определённый ген, сформировавшийся ещё в Ледниковый период. У таких людей более сильные лёгкие и широкие ноздри, циркуляция крови происходит несколько иначе. Они более приспособлены к длительному пребыванию в холодной воде. Очевидно, природа сама отбирает людей, которые идут к нам в «Белые медведи». Остальные продолжают заниматься моржеванием. Главное – соблюдать во всём меру и не перегибать палку, в этом кроется ключ к долголетию. К примеру, во Владивостоке, в порту Врангель, живёт Нина Калинина, ей сейчас 87 лет. Мы зовём её мама Нина. Эта женщина переплывает 25-метровый бассейн в Харбине с холодной водой туда и обратно. Китайцы её носят на руках, поскольку даже у них нет таких долгожителей. И таких примеров можно привести немало.
- Да ведь вы сами поставили уже несколько мировых рекордов! Один только заплыв в Японском море чего стоит, когда вы продержались 17 минут в солёной воде, температура которой была в районе 0 градусов! А какой рекордный заплыв запомнился вам больше всего?
- Могу привести один из своих больших рекордов. Однажды мы с моим хорошим другом зашли в Вятку в районе переезда в Нововятск и вышли у нового Филейского моста, преодолев расстояние в 25 км. Мы плыли шесть часов при температуре +8 градусов. Когда вышли из воды, едва стояли на ногах.
Третий - последний
- Какие ощущения вы испытываете во время погружения в холодную воду?
- Когда просто окунаешься в прорубь – это одно, когда плывёшь долго, испытываешь целую гамму ощущений: сам процесс охлаждения, во время которого происходят адреналиновые всплески. Причём они идут волнами, когда голову в буквальном смысле заносит. И каждый опытный пловец знает, что на третий всплеск волны гипотермии необходимо приближаться к берегу, поскольку третий – последний. Дальше можно потерять контроль над собой. В этот момент мозжечок отключается и человек теряет ориентацию, в результате происходит разбалансировка движений. Кто занимается спортивным зимним плаванием, тот прекрасно знает все эти моменты и границу, когда необходимо остановиться, иначе дальше из состояния гипотермии придётся выводить человека только медикаментозным способом.
- Надеюсь, у вас не доходило до такого?
- Видал немало тех, кто попадал в такие ситуации. Были случаи, когда после плавания происходила разбалансировка, мозжечок отказывал и вестибулярный аппарат полностью отключался. Произошёл такой случай как-то и со мной. Это было на Дальнем Востоке, в порту Врангель. Ошибка моя была в том, что я не учёл волну, которой постоянно захлёстывало голову. Светило солнце, и мне казалось, что тепло, а температура воды была в районе 0 градусов. Когда голову прихватило, я приплыл к берегу, но не смог встать на ноги. Я тогда просто выкатился из воды на берег и отлежался.
От рекордов к долголетию
- Как, на ваш взгляд, можно сделать спорт более популярным?
- Нужно изменить взгляд на спорт: смотреть на него не как на науку достижений «выше, дальше, быстрее», а как на соревнование: кто проживёт дольше и активнее. Все олимпийские рекордсмены, уходя из большого спорта, уносят за собой целую цепочку хронических заболеваний. То есть они работают на износ, но зато во имя чего-то. Мы часто говорим, что цель оправдывает средства – про наших спортсменов, которые благодаря поставленной цели ставят мировые рекорды. Однако у китайцев я научился одной мудрой мысли: цель – это не главное, главное – движение. Получается, когда мы двигаемся, мы живём дольше, здоровее, лучше. Если мы хотим добиться этого, необходимо заняться физкультурой, утренней зарядкой и закаливанием, пробежками по свежему воздуху и купанием в водоёме. Как раз это и даёт человеку заряд бодрости надолго, а главное, делает людей добрее к природе и друг к другу. Так что девиз «выше, дальше, сильнее» на сегодня не актуален. Для нас важнее другой: «Дольше и активнее прожить и дружелюбнее относиться к окружающим».