Уже 22 года все телевизионщики отмечают свой профессиональный праздник в конце ноября. Если вы не знаете кто был первым «ведущим» на телевидении и почему без воды нельзя было увидеть изображение, предлагаем вам краткий экскурс в историю. А также все плюсы и минусы работы перед камерой от автора программ на кировском ТВ.
С чего всё начиналось?
В середине XX века в СССР была разработана механическая система для передачи картинки по радиоволнам. Возникли первые изображения, они были неподвижны. Показывали фотографии известных артистов, деятелей страны.
Далее, появляются регулярные передачи. Для того, что бы механизм работал без перебоев, придумали дисковую систему: в круглой пластине было 30 отверстий размером 3х4. Увидеть картинку без специальной линзы, наполненной водой – было сложно. Такая конструкция позволяла увеличить изображение.
Интересно, что на тот момент слово «телевидение» ещё не вошло в обиход. Вместо этого говорили «передача советского дальновидения».
В 1934 году выходит первая звуковая телепередача. На протяжении 25 минут зрители слушают рассказ Чехова «Злоумышленник» в исполнении народного артиста СССР Ивана Москвина. Узнать актёра можно было только по голосу, потому что разглядеть очертания лица было сложно. Да что там, почти невозможно.
История ТВ начинает бурно развиваться: телевидение становится электронным, строится первый телецентр, начинаются регулярные передачи, внестудийное вещание ( трансляции матчей).
В 1951 году появляется Центральная студия телевидения, как следствие – первые редакции (литературно-драматического вещания, музыкального, передач для детей ). Все программы выходили в прямом эфире!
Дальше – больше!
1959 года в СССР запускают спутниковое телевидение. 7 октября жители планеты впервые увидели обратную сторону Луны. А 1 октября 1967 года наступила эра цветного телевидения. Нетрудно догадаться, какое счастье испытывали люди и какая работа началась для журналистов.
Развивалось телевидение стремительно. Новые программы (телемост США – Россия, «12-й этаж» ) вызывали бурный резонанс в обществе.
А что же в Кирове?
В нашей области Кировский телецентр был открыт в 1958 году. Два года спустя выпустили первый советский телевизор КВН-49-4 (Т-1). Появились такие профессии, как ведущий, штатный фотохудожник – рисовал заставки для программ, фотограф, телеоператор и другие.
Первая программа, которую снимали в Кирове, выходила раз в месяц и называлась «Наш край». В 1968 году был представлен первый цветной фильм – «Дымковская игрушка». Снимали его в Кирове, а после показывали не только в России, но и Германии, Польше, во Франции. В девяностые годы появляются местные телеканалы, которые существуют и в наши дни.
Статистика безжалостна: сегодня 99% регулярно смотрит телевизор. Трудно представить своё утро без чашки кофе и местных новостей. Массмедиа даёт не только повод для сплетней, но и работу креативным ведущим, журналистам, авторам. Хотя не сомневаюсь, что сейчас многие подумали: «Слава богу, я вхожу в один процент «несмотрящих». Но давайте договоримся: не лукавить!
Красивого личика – мало!
Так ли привлекательна и легка деятельность на телевидении, как многие её представляют?
- Работать не сложно, если ты действительно получаешь удовольствие — поделился с нами Максим Кропотов, телеведущий, автор программ одного из кировских каналов. Мы не только разговариваем на камеру, шутим и делимся впечатлениями о тех или иных событиях. В наши обязанности входит мониторинг новостей, написание сценариев, монтаж, а это работа не из лёгких.
На экране зритель видит готовый продукт: ведущий без запинки рассказывает новости, опрятно выглядит и приветливо улыбается. У любого работника ТВ существует одна негласная миссия – удержать внимание человека по ту сторону экрана. Как это сделать? Для людей с креативным мышлением и множеством идей – это не проблема.
- Самое сложное – сделать так, чтобы работа не стала «механической», - говорит телеведущий. - У каждой программы есть определённый сценарий. Вначале втягиваешься и появляется огромный интерес к происходящему. Но когда ты проделываешь одну и ту же работу в кадре или монтируешь исходные материалы по одинаковому принципу – твой «внутренний огонь» начинает затухать. Поэтому каждый раз, нужно придумывать неожиданные повороты и добавлять что-то уникальное.
Многие программы выходят под запись (скорее всего, все ж таки «в записи»), то есть всё отсняли, смонтировали, вырезали все «ляпы» и готово! В прямой эфир новичков точно не поставят, слишком ответственное это дело. Вдруг ошибёшься в слове, не так улыбнёшься в кадре или вовсе назовёшь неправильное имя – много страхов для тех, кто впервые работает не под запись.
- На своём первом прямом эфире почему то был уверен, что все получится, - вспоминает Максим. - Со мной в кадре ещё один соведущий, но этим команда не ограничивается. Оператор – командует кому и куда вставать в кадре, эфирщик – переключит камеру с одной на другую, если случится форс-мажор, коллеги – следят за эфиром, если что напишут СМС «Не смотри в пол» или «Улыбайся!». Единственное, за что переживал – вдруг разрядится телефон. Как тогда общаться со зрителями?
Многое остаётся за кадром. Чтобы порадовать зрителей, режиссёры могут сделать бэк-стедж и показать, как проходил съёмочный процесс. Нелепые оговорки, безостановочный смех или неправильная работа оператора – забавные моменты, позволяют заглянуть «за кулисы». А ещё и убедиться в том, что ведущие, актёры такие же люди и могут ошибаться.
- В одной из программ, вместе с соведущими ребятами решили устроить проверку на прочность, - с улыбкой вспоминает Максим - Для этого нам понадобились шокеры. Неправильный ответ – разряд током. Звучит жутковато. В ответственный момент батарейки разрядились, запасных не было. Делать ничего не остаётся, как имитировать удар током в плечо. Тут актёрские навыки и пригодились.
Как быть мастером в своём деле? Практика, практика и ещё раз практика! Опыт приходит со временем. Главное – подавать себя таким, какой ты есть. Зритель чувствует наигранность и фальшь. В любимчиках у публики либо искренние, либо уверенные в себе ведущие.
Конечно, в XIX веке ТВ во многом уступает Интернету. Но есть множество программ, которые стали популярны благодаря зрителям телевидения большое количество телеканалов с хорошими рейтингами. Идеи для контентов блогеров, вайнеров – хорошо забытые старые программы. Поэтому, тут ещё не известно кто кого…