Примерное время чтения: 11 минут
15

С нуля – к миллионам. Завод Маяк внёс большой вклад в Великую Победу

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 22. АиФ-Вятка 28/05/2025
К концу войны на производстве освоили и выпускали уже 11 наименований продукции.
К концу войны на производстве освоили и выпускали уже 11 наименований продукции. «Кировский завод «Маяк»

В этом году вся страна отмечает важнейшую дату – 80-летие Великой Победы. В годы войны солдаты и офицеры знали, что за ними стоит крепкий тыл. Промышленность страны в рекордные сроки перешла на военные рельсы и отправляла на фронт необходимое вооружение. Рабочие трудились по 12 часов в сутки, ночевали в цехах, перевыполняли планы. Чтобы обеспечить бесперебойную поставку вооружений, оборонные предприятия эвакуировали в глубинку из опасных регионов. Нередко заводы строили с нуля – как кировский «Маяк». Здесь наладили производство пулемётных лент, минных головок, соединительных звеньев для монтажа временных взлётно-посадочных полос. К 1945 году на предприятии освоили и выпускали уже 11 наименований продукции.

Директор и восемь специалистов

Предприятие – ровесник Великой Отечественной войны. Первые упоминания о нём можно найти в Мобилизационном плане страны. В четвёртом квартале 1941 г. в СССР планировали построить дополнительно 11 патронных заводов на площадях фабрик лёгкой промышленности. В их числе был завод № 537 на фабрике им. К. Цеткин в Москве. Однако события на фронте развивались стремительно, и адреса строительства пяти предприятий пришлось изменить. Государственный союзный завод Народного комиссариата вооружений № 537 было решено разместить в Кирове. Решением Кировского облисполкома для этого были выделены здания зооветеринарного института, фабрики ученической ручки. Первые работники завода во главе с директором Петром Лазаревым приехали в Киров 1 августа 1941г. Он привёз с собой всего восемь специалистов. С этого и началась история предприятия. Завод строили буквально с нуля.

Хранитель экспозиции заводского музея, автор проекта «История. Традиции. Современность» Татьяна Филимонова рассказывает, что в Кирове тогда не было ни необходимого оборудования, ни рабочих рук. А к 1 ноября нужно было отправить на фронт 10 млн (!) пулемётных звеньев.

Фото: «Кировский завод «Маяк»

Ни энергии, ни коммуникаций

В декабре 1941 г. Петра Лазарева перевели на другой участок. Завод возглавил один из выдающихся технологов СССР Анатолий Стрекопытов. Он руководил становлением предприятия, формированием и обновлением коллектива, занимая этот пост до 1947 г.

«Мы долго думали, почему его направили из Тулы, из отлично оснащённого завода, в Киров. Там, где предприятие занимало помещение зооветеринарного института, - фактически это были классы, – говорит Татьяна Филимонова. – Вероятно, дело в том, что именно он отлично умел налаживать производства в непростых условиях. Этот человек входил в десятку лучших технологов СССР, участвовал в международных строительных проектах. Например, с 1937 г. по 1939 г. группа советских специалистов, в том числе и он, строила патронный завод в Барселоне. Таких случаев в его биографии довольно много. В итоге в Кирове из обычных учебных классов сделал завод».

Налаживать работу было очень сложно не только из-за специфики предприятия. В Кирове в те годы не было технических возможностей для функционирования таких производств.

До 1936 г. Киров входил в состав Нижегородской области. До войны о развитии промышленности в регионе никто не думал. В 1930-е годы в городе планировали строить ТЭЦ-3, которая должна была давать 75 тыс. кВт электроэнергии. Все энергоресурсы давали ГРЭС на реках. Но станции были настолько маломощными, что энергии не хватало. Электростанции давали в Кирове 12 тыс. кВт, а чтобы запитать 14 заводов, эвакуированных в Киров, нужно было более 108 тыс. кВт. Пришлось электроэнергию давать по графику в порядке очереди. Позже построили пять подстанций, что помогло в развитии производств.

«Когда сюда приехал Лазарев и несколько его коллег, то стало понятно, что нет необходимых коммуникаций для предприятия: ни водопровода, ни канализации. Канализация представляла собой три обоза по 11 лошадей. Никакой логистики толком не было. Именно это имеется ввиду, когда мы говорим, что было очень трудно налаживать производство», – говорит Татьяна Филимонова.

Возникали проблемы с транспортировкой прибывающих грузов и готовой продукции. Для решения этой проблемы было решено построить подъездные пути от завода к станции Киров-Котласский. Рабочие строили их в основном ночью, после работы в цехах, а завершили возведение путей и прирельсового центрального склада в лютые морозы – 20 декабря 1942 г.

Фото: «Кировский завод «Маяк»

Кадровый вопрос

Кроме коммунальных и логистических проблем, были и другие. Например, остро не хватало кадров – и инженеров, и рабочих. Из районов нередко присылали людей, у которых не было никакого образования, они даже читать и писать не умели. Завод был вынужден открыть школу рабочей молодёжи, чтобы научить людей элементарным вещам.

С кадрами помог Ворошиловградский патронный завод, который эвакуировали в сентябре 1941 г. 18 сентября в Киров направили вагоны с оборудованием и 600 специалистов (вместе с семьями в Киров приехали 1700 человек), занятых на производстве пулемётных лент. Остальных рабочих набирали уже на месте. Нужно было 3700. Позже для обучения специалистов ворошиловградцы создали ФЗО – фабрично-заводское обучение.

Ручные прессы

Сложно поверить, но завод, которого ещё недавно не существовало вовсе, уже 24 октября 1941 г. направил на фронт 10 млн пулемётных звеньев. А по плану задание должно было быть выполнено 1 ноября.

«Наши специалисты до сих пор понятия не имеют, как это удалось. Мы нашли документы, в которых указано, что ворошиловградцы привезли заготовки, чертежи. Продукцию штамповали на ручных прессах, не требовавших электроэнергии. Но сделать 10 млн на ручных прессах – это крайне сложно, – говорит Татьяна Филимонова. – Ворошиловградские специалисты заняли все ключевые позиции на заводе, они стали начальниками цехов, начальниками отделов и т. д. Главный инженер был тоже с этого предприятия».

Уникальная продукция

По словам Татьяны Филимоновой, во время Великой Отечественной войны завод начал работать с различными конструкторскими бюро: КБ им. А. Э. Нудельмана, ЦКБ № 14, которое сейчас носит имя Шипунова, с заводом Дегтярёва. В 1941 г. перед заводом была поставлена задача изготовления пулемётных авиационных лент и звеньев к пулемётам «ШКАС» и «БС».

СПРАВКА
Пулемёт «ШКАС» — авиационный скорострельный калибра 7,62 мм, конструкции Б. Г. Шпитального и И. А. Комарицкого. Пулемёт «БС» — авиационный скорострельный калибра 12,7 конструкции М. Е. Березина.

«Но самое главное – на предприятии начали делать уникальную продукцию. В начале второго полугодия 1943 г. завод начал выпускать звеньевую ленту для станкового пулемёта конструкции Горюнова калибра 7,62. Массовый выпуск новых лент требовал решения многих технических и организационных вопросов, – рассказала Татьяна Филимонова. – Ни в царской, ни в советской России не существовало нерассыпной пулемётной ленты. Воевали матерчатыми. Лента, выпуск, которой освоили на заводе, также хорошо подходила к пулемёту «Максим», который был основным на поле боя. В мае 1943 г. в Туле начали делать станковый пулемёт Горюнова 7,62, а в июне завод уже начал отправлять первые партии лент на фронт. Всё благодаря ворошиловградским инженерам, которые изготовили принципиально новые станки (одним из профильных направлений того завода было именно станкостроение). Уже в начале июня 1943 г. на фронт отправили 80 тыс. лент. В 1944 г. выпуск увеличили в четыре раза. В 1944 г. начали делать ленты для крупнокалиберного пулемёта КПВ конструкции Владимирова калибра 14,5 мм для бронемашин и лёгких танков. Процент брака был минимален. Производство лент очень важно, потому что это, по сути, и есть сам пулемёт. Именно лента влияет на скорострельность. Если она застрянет в орудии, то оно не будет стрелять».

Фото: «Кировский завод «Маяк»

В 1943 г. предприятие начало выпуск сигнальной головки «БГ» и минной головки «МГ». В 1944 г. наладили производство ещё одной важной продукции – соединительных звеньев «Клипса ЧК» для монтажа временных взлётно-посадочных полос. Такие аэродромы располагались по всей линии фронта – от Прибалтики до Украины и Белоруссии. На них мог приземлиться самолёт любой тяжести. И сегодня поисковые группы находят эти полосы с клипсами, изготовленными на кировском заводе. В 1944 г. на предприятии изготовили более 5 млн клипс.

Жили в цехах

Выполнить планы, наладить производство было бы совершенно невозможно без самоотверженно работающих заводчан. В годы войны почти 77 % работников завода – это были женщины и подростки. Трудились без выходных, иногда по 16 часов в сутки. С основания завода стало развиваться стахановское движение. На его основе создавали фронтовые и гвардейские бригады. На предприятии было до 45-60 гвардейских бригад, которые перевыполняли планы. Одни – на 200 %, другие - на 300 % и даже на 500 %.

«Комсомольско-молодёжные бригады были всегда, но главный упор делали именно на гвардейские бригады и на «двухсотников». Работало это так: если ты выполняешь норму не только за себя, но и за кого-то, то этот человек уже может организовать свою бригаду. И это было обычным делом. План выполняли и перевыполняли меньшими силами. Был даже девиз – «Меньшим числом рабочих давать фронту больше продукции». Те, кто высоко держал планку первенства, становились бригадирами. Вот такая была эстафета. Бригад было достаточно много, они принесли огромную пользу», – рассказывает Татьяна Филимонова.

Люди часто жили в цехах. Несмотря на то, что уже во второй половине 1942 г. начал работать первый котёл на ТЭЦ-3 в Кирово-Чепецке, мощностей на все заводы не хватало. Энергию каждому предприятию давали по графику. Люди ночевали в ящиках из-под патронов. Когда включали свет, рабочие вставали и работали. Мусор, оставшийся от производства, тоже убирали своими силами. Уходя с работы, каждый забирал какую-то часть и сам выносил вручную. Вывозить было не на чем. При этом, напомним, большинство работников предприятия были женщины. Трудились и подростки в возрасте от 13 лет. Дети трудились наравне со взрослыми – по 12 часов в день. После окончания войны некоторые так и остались работать на заводе. Сохранилась фотография, на которой есть Анна Александровна Ситникова. Она пришла на завод в 1941 г. и проработала всю войну. В этом году ей исполняется 101 год.

Фото: «Кировский завод «Маяк»

Несмотря на сложные условия, люди находили время для социальной и культурной жизни. Работники предприятия участвовали в соревнованиях, собирали деньги для фронта, переписывались с моряками-балтийцами, при заводе был пионерский лагерь. Отработав тяжёлую смену, рабочие находили силы на дежурство в госпиталях, сдавали кровь для раненых. В 1943 г. часть комсомольцев отправилась помогать восстанавливать Сталинград.

Итог работы предприятия в военные годы можно прочитать в отчёте Наркомата вооружений. Фраза короткая, но за ней стоит огромная работа тысяч людей: «Завод справился, отработал хорошо».

СПРАВКА

К 1944 г. уже половина работников завода – 1105 человек – стали стахановцами.

За самоотверженный труд в годы войны 1780 тружеников были награждены орденами и медалями. В том числе 312 человек – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

4 мая 1985 г. Кировский завод «Маяк» был награждён орденом Отечественной войны 1 степени «За заслуги в обеспечении Советской армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах