Примерное время чтения: 8 минут
8

Наука в тылу. Как учили студентов в Кировской области в годы войны

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 16. АиФ-Вятка 16/04/2025
Сейчас в здании находится второй корпус ВятГУ, а в годы войны его занимало Львовское пехотное училище.
Сейчас в здании находится второй корпус ВятГУ, а в годы войны его занимало Львовское пехотное училище. Вятский государственный университет

Великая Отечественная война затронула все сферы жизни. Не остались в стороне и образование, наука. Преподаватели, студенты уходили на фронт. Те, кто оставался, жили, учили и учились в очень сложных условиях. Даже, казалось бы, далёкие от практического применения исследования работали на общее дело победы. Доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и политических наук ВятГУ Андрей Машковцев рассказал о том, как пережил тяжёлые годы войны главный вуз Кировской области.

Подъём патриотизма

В годы войны в областном центре работал Кировский государственный педагогический институт (затем его переименовали в Вятский государственный педагогический институт, а в 2016 г. он стал частью ВятГУ). Вуз был довольно крупным, он готовил учителей для средних специальных учебных заведений и школ области.

«В то время в КГПИ работало много известных преподавателей. Будучи историком, я прежде всего назову Анатолия Эммаусского, являвшегося крупным специалистом по истории средневековой Вятки. Также в институте работали известный математик Фёдор Нагибин, литератор Константин Дрягин и др. Когда пришло известие о начале войны, среди преподавателей, сотрудников и студентов был настоящий патриотический подъём, – рассказывает Андрей Машковцев. – Он проявлялся не в словах, а в конкретных действиях. Буквально в первые недели войны добровольцами на фронт ушли многие преподаватели вуза. Например, декан исторического факультета Сергей Токарев. В военных действиях, по состоянию здоровья, он участия не принимал, но работал в одном из военных училищ – готовил будущих офицеров для армии и тем самым внёс свой посильный вклад в дело победы».

Всего на фронт ушли около 70 преподавателей и сотрудников университета. Не все вернулись домой, многие погибли. Среди них физик Виктор Груздев, заместитель декана исторического факультета Александр Грушевский. В боях под Харьковом погиб преподаватель кафедры физического воспитания Алексей Калинин. Он был прекрасным спортсменом-лыжником, выступал на общесоюзных соревнованиях.

Преподаватели и сотрудники КГПИ стали примером для студентов. И вслед за педагогами добровольцами на фронт стали уходить их ученики. В числе первых был студент факультета естественных наук Александр Жуков. У него, в отличие от большинства других студентов, ушедших на фронт, был боевой опыт. Ранее он служил в армии по призыву и участвовал в Советско-финской войне. С 22 июня 1941 г. на войну ушли более 400 студентов.

Первокурсники факультета лингвистики, 1942 г.
Первокурсники факультета лингвистики, 1942 г. Фото: Вятский государственный университет

«Планирую поработать в Центральном архиве Минобороны РФ и уточнить эту цифру, – говорит Андрей Машковцев. – Наши преподаватели, студенты участвовали практически во всех крупных сражениях. Так, под Ленинградом воевала 311-я стрелковая дивизия, которая была сформирована в июле 1941 г. на территории Кировской области. Одним из её полков – 1069-м – командовал заведующий кафедрой военно-физической подготовки, подполковник Ф. Пестов. Под его началом служило довольно много кировчан, в том числе и студенты КГПИ – например, историк Михаил Котомцев. В боях за Ленинград участвовали выпускник физмата Евгений Зыков и историк Пётр Катаев. Некоторые из них, в частности выпускник исторического факультета Борис Кушков, погибли».

Многие студенты и преподаватели участвовали в Сталинградской битве. Среди них был курсант пехотного училища Пётр Козлов. Во время жестоких боев в Сталинграде он получил тяжёлое ранение и лишился руки. Несмотря на пережитое, он сохранил волю к жизни. Стал известным учёным, написал более 10 монографий и свыше 300 научных статей. Он является автором фундаментального труда «Сотворение Победы». В Кирове, недалеко от здания администрации области, установлена мемориальная доска, посвящённая ему.

В нашей стране найдется не так много региональных вузов, из стен которых вышли сразу четыре Героя Советского Союза. Борис Суровцев получил высокую награду во время боёв в Черниговской области, где его подразделение успешно форсировало Днепр и закрепилось на занятом плацдарме. Суровцев погиб в апреле 1944 г. в боях в Гомельской области Белоруссии. Ещё три студента-героя вернулись с войны живыми: Михаил Шатов, Василий Кряжев, Илья Лимонов.

По раскисшей дороге

Осенью 1941 г. вуз начали оперативно перевозить из Кирова. Город был крупным центром эвакуации: сюда вывозили заводы, госпитали и даже госучреждения. В Киров эвакуировали Наркомат просвещения и Наркомат лесной промышленности. Наркомлес занял нынешний 14-й корпус ВятГУ. Вузу было предписано переместиться в Яранск. На переезд дали буквально три дня. Собирались в спешке, поэтому оставили большую часть научной библиотеки. Физики, биологи вынуждены были оставить лабораторное оборудование.

«Переезд начался 20 октября 1941 г., а дорога до Яранска заняла две недели. Это сейчас до города можно добраться за пару часов по асфальтированной магистрали, а тогда удобного пути не было. Сначала ехали от Кирова до Котельнича, а потом – от Котельнича до Яранска, – рассказывает Андрей Машковцев. – Сейчас путь на поезде до Котельнича занимает около часа, а тогда сотрудники университета ехали трое суток. Проблема заключалась в том, что на Транссибе было много одноколейных участков, из-за чего образовывались настоящие пробки. Состав, в котором ехали сотрудники университета, останавливался буквально на каждой станции, так как нужно было пропускать военные эшелоны. Ещё хуже дела обстояли с переездом из Котельнича в Яранск. Была поздняя осень, и до Яранска пришлось добираться по раскисшей от дождей грунтовке».

Прикладные исследования

Когда сотрудники вуза прибыли на место, проблемы не закончились. Яранск – город маленький, возникли трудности с размещением крупного вуза. Институт занял здание Яранского педучилища, дома культуры. Но и этого было недостаточно, так как в город приехали более 40 студенческих групп. А учебных площадей хватило только для 19. Студенты учились в две смены.

«Был и ещё один важный вопрос – это жильё. В тот период в институте учились более 700 человек, а общежитие, даже «с уплотнением», могли дать только 400. Плюс в Яранск приехали и преподаватели. Как выходили из положения? Подселяли в квартиры к местным жителям. Например, если были две-три комнаты, то одну выделяли для преподавателей, – пояснил историк. – Надо сказать, что из Кирова переехали не все педагоги. Некоторые остались из-за проблем со здоровьем. В Яранске, кроме прочего, были сложности с медицинским обеспечением. Не хватало квалифицированных специалистов. Поэтому те, кто находился под постоянным наблюдением врачей, остались в областном центре».

Яранск – город маленький. Было очень трудно разместить здесь такой большой вуз.
Яранск – город маленький. Было очень трудно разместить здесь такой большой вуз. Фото: Вятский государственный университет

В годы войны в Кировскую область эвакуировали много преподавателей из западных регионов Советского Союза, например, Минска и Киева. В институте тогда работали очень известные учёные – например, историк-медиевист Александр Фортунатов, специалист по истории Римско-католической церкви Самуил Лозинский и др. За счёт притока эвакуированных учёных преподавательский состав вуза оставался очень сильным. Работать и учиться приходилось в сложных условиях. Помимо проблем с размещением не хватало элементарного – бумаги, канцелярских принадлежностей, не говоря уже о научной литературе. Но преподаватели университета всё равно занимались научной деятельностью. Например, Александр Фортунатов написал книгу об экспансии Тевтонского ордена в Прибалтике в XIII в. Математик Фёдор Нагибин, который в 1943-1944 г. был ректором КГПИ, издал монографию о выдающемся русском математике П. Л. Чебышеве. Профессор Владимир Петрусь подготовил исследование о творчестве известного хорватского писателя XVII в. Юрия Крижанича, который работал в России и одним из первых озвучил идеи панславизма – объединения всех славян под властью России. Профессор Анатолий Эммаусский изучал историю борьбы с крестоносцами в XIII в. и т. д.

«Наука, даже гуманитарная, тогда носила прикладной характер. Если, скажем, химики работали над созданием различных взрывчатых веществ, то гуманитарии выбирали темы гражданско-патриотической направленности», – пояснил Андрей Машковцев.

Несмотря на объективные трудности, вуз полноценно функционировал, ежегодно выпускал студентов. Они получали дипломы, после чего начинали работать в школах. Учебный процесс не останавливался ни на минуту.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах