Примерное время чтения: 4 минуты
290

Призвание — забота. Нуждается ли область в соцработниках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. №35 31/08/2016
фото Александра Фирсова / АиФ

О государстве судят прежде всего по тому, как оно относится к детям, старикам и инвалидам. Особенно к одиноким. А таких в регионе немало. Но достаточная ли помощь им оказывается?

Готовы на всё

Ключевое слово в профессии соцработника - помощь. Казалось бы, простая, бытовая: купить продукты и медикаменты, приготовить обед, сделать уборку в квартире, постирать или вынести мусор, но такая значимая. Особенно для тех, кто в силу возраста или состояния здоровья не в силах выполнять её самостоятельно – пенсионерам и инвалидам.

Для тех, чей доход ниже полуторной величины прожиточного минимума (11397 руб.), социальная помощь оказывается бесплатно. Если доход превышает эту сумму, услуги предоставляются платно.

«Сначала заявитель признается нуждающимся в предоставлении социальных услуг, далее составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, а затем заключается договор. В индивидуальной программе прописывают те услуги, которые он может получать по госстандартам бесплатно, по частичной оплате либо платно. Помимо этого, он может рассчитывать на допуслуги, но за отдельную плату, - сообщил директор Кировского городского комплексного центра социального обслуживания населения Александр Якименко. - Человек выбирает из списка, всё, что ему нужно. Единственное ограничение касается объёма бесплатной помощи. Есть определённый лимит на её оказание: к примеру, покупка и доставка на дом продуктов питания не чаще трёх раз в неделю».

Человек выбирает из списка, всё, что ему нужно. Единственное ограничение касается объёма бесплатной помощи.

В среднем плата за предоставление соцуслуг по г. Кирову составляет 350 руб. в месяц. Примерно вдвое больше платят жители сельских населённых пунктов. Во-первых, список услуг, в которых они нуждаются, гораздо шире.

«Помимо доставки продуктов и медикаментов, жители сёл нуждаются в дровах и воде: её приносят из колодцев и скважин, поскольку не у всех имеется водопровод. С началом холодов соцработники топят печи, чтобы бабушкам было тепло. Нередко в их обязанности входит уход за домашними животными и садовые работы: посадка овощных культур, прополка и окучивание, полив, уборка урожая, доставка и заготовка овощей, а зимой – уборка снега», - рассказала заведующий отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Галина Иванова.

Во-вторых, нагрузка на соцработников, обслуживающих отдалённые населённые пункты, гораздо больше, чем в областном центре. В некоторые посёлки, где нет магазинов, они доставляют продукты питания пешком.

10 человек на 1 место

По данным министерства соцразвития Кировской области, дефицита кадров в учреждениях социального обслуживания населения нет. Правда, нагрузка на социальных работников за последние годы увеличилась примерно в полтора раза. При этом зарплата соцработников - в среднем 13 тысяч рублей в месяц.

Главное в нашем деле не столько образование, сколько большое желание помогать людям.

«Свободных вакансий на сегодня нет, а вот желающих работать в сфере соцобслуживания достаточно много, - сообщил Александр Якименко. – Средний возраст соцработников сегодня – 43-45 лет. Молодёжь неохотно идёт работать с пожилыми людьми. Да и подходит такая работа не всем».

Перед трудоустройством будущие соцработники проходят строгий отбор.

«Мы обращаем внимание на образование, специфику и опыт работы будущих сотрудников. Если понимаем, что человек нам подходит, тестируем его и по результатам этих испытаний определяем, кого примем на работу. Соцработник должен вызывать у обслуживаемого лица положительные эмоции. Обычно эти качества выявляются при первом собеседовании с претендентом на работу, - отметил Александр Якименко. - Около 5 лет мы сотрудничаем с медакадемией, которая готовит специалистов по социальной работе. Есть люди, которые работают не по специальности. Главное в нашем деле не столько образование, сколько большое желание помогать людям».

И бабушка довольна

99,9 % клиентов устраивают закреплённые за ними соцработники. Хотя из всех правил бывают исключения.

«Из 2300 человек, которых мы обслуживаем по городу Кирову, находится обычно пара человек, которых не устраивает никто из соцработников. Были случаи, когда приходилось сменить 4-5 сотрудников, чтобы придирчивая бабушка осталась довольна, - рассказал Александр Якименко. - Правда, для этого необходима веская причина и обоснование, чем конкретно не устраивает наш сотрудник: приносит несвежие продукты питания, невежлив или неопрятно одевается. Если замечания оправданны, мы идём навстречу и подбираем другого соцработника».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах