aif.ru counter
183

Коллектор в законе. Появится ли дисциплина в агентствах по взысканию долгов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. №28 13/07/2016
Коллаж Евгения Кузнецова / АиФ

Жить в долг стало для многих привычным делом. Правда, не всем удаётся соизмерять свои желания и возможности.

Тех, кто подписывает договоры не глядя, часто ожидают неприятные сюрпризы: бессонные ночи, навязчивые звонки и угрозы коллекторских агентств. С произволом последних в России начали борьбу.

Дисциплины не будет?

В начале июля президент подписал новый закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Он запретит коллекторам применять к должникам физическую силу и оказывать психологическое давление. Звонить им разрешат не чаще двух раз в неделю, не раньше 8 утра и не позднее 10 часов вечера. На звонки по выходным закон вообще налагает запрет. Прежде чем начать общение с должником, коллектор должен представиться, а диалог – записать на диктофон. Причём запись он должен хранить три года, как и остальные документы. Облегчит ли новый закон участь должников? Сможет ли дисциплинировать коллекторские агентства, которые идут на вольности, чтобы «выбить» долги?

«До принятия закона существовали две категории коллекторских агентств. Первые работали в рамках действующего законодательства и не переходили допустимую черту. Вторые грубо нарушали права граждан. С принятием данного закона Первая категория продолжит работу в рамках правового поля, а вторая продолжит его нарушать, так как в большинстве своём они действуют неофициально и в государственном реестре числиться не будут. На мой взгляд, принятый закон будет дисциплинировать лишь официальные коллекторские агентства», - считает юрист, гендиректор юридической компании Алексей Чагаев.

Шокирован, но жив

Запреты прописаны пока лишь на бумаге, как они будут работать на практике - большой вопрос.

Если коллекторы угрожают вам по телефону, не общайтесь с ними, а сразу кладите трубку.
Если коллекторы угрожают вам по телефону, не общайтесь с ними, а сразу кладите трубку. Фото: АиФ/ Виктория Ахремчук

«Правоприменительная практика некорректного общения с заёмщиком (угрозы жизни и здоровью) зачастую ограничивается вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Позиция правоохранителей сегодня сводится к простой форме: заёмщик шокирован, но при этом жив, здоров, следовательно, ни административного, а тем более уголовного дела быть не может», - отмечает частнопрактикующий юрист Павел Яблоков.

В обход закона

Не исключено, что некоторые коллекторы могут попытаться обойти новый закон. Скажем, не производить аудио- и документальную фиксацию общения с должником.

«На практике были случаи, когда при наличии явных нарушений, кредитор или коллекторское агентство на запрос полиции о предоставлении информации отвечали, что предоставить её не могут. Некоторые ссылались на неисправность компьютера или внезапно слетевшее программное обеспечение, - рассказал Алексей Чагаев. - Поэтому, как гласит поговорка: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего».

Сам себе спасатель

«Поскольку профессия коллектора сводится к банальному телефонному хулиганству, главная ошибка, совершаемая заёмщиками, - вступление с коллектором в контакт (общение). Вывод напрашивается автоматически: услышав от собеседника фразу: «Я звоню по вопросу Вашей задолженности», немедленно прекратите разговор», - советует Павел Яблоков.

Если должник берёт трубку, коллектор включает свои отработанные приёмы: угрожает заёмщику тюремным заключением, наложением ареста на его имущество. Однако опасаться этого не стоит.

Если вы увидели рекламное объявление формата «Спишем долги», «Забудьте о долгах» и так далее, знайте - это красивый, сказочный обман, который вам придётся оплатить.

«Заёмщику необходимо знать, что наличие задолженности по кредитному договору не образует состав уголовного преступления. Входить в жилое помещение заёмщика и налагать арест на его имущество имеют право только судебные приставы на основании исполнительного документа (судебного акта), - отмечает Павел Яблоков. - Если коллекторы звонят с угрозами работодателю заёмщика, он вправе подать жалобу в контролирующий орган – Центробанк РФ. Если звонки поступают родственниками или соседям заёмщика, не являющимися поручителем по кредитному договору, следует направить жалобу на действия коллекторов ещё и в региональное Управление Роскомнадзора по Кировской области. Практика показывает, что звонки прекращаются в течении двух-трех недель».

Помимо телефонного запугивания, сотрудники МФО практикуют расклеивание фотографий заёмщика в подъезде дома. Нередко заклеивают дверные замки в квартире. О данных фактах порчи имущества следует незамедлительно сообщать в полицию.

Сказочный обман

«Заёмщикам, попавшим в затруднительное финансовое положение, необходимо перестать жить в сказке. Если вы увидели рекламное объявление формата «Спишем долги», «Забудьте о долгах» и так далее, знайте - это красивый, сказочный обман, который вам придётся оплатить. Ни одна организация, специализирующаяся на оказании подобного (узкого) круга юридических услуг, не поможет вам избавиться от долга, - отмечает Павел Яблоков. - Задолженность по кредитному договору - это не приговор. Заёмщик должен знать, что исключительно при наличии судебного акта пристав будет удерживать 50% от официального дохода».

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах